Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Гигиенические основы компьютеризации обучения

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.



Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.


В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

СОБЛЮДАЕМ ГИГИЕНУ
ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

Всем известно, что после туалета нужно мыть руки. Но разве кому-то известно, что и после работы за компьютером тоже нужно тщательно мыть руки?

При этом все равно — это большой компьютер, ноутбук или планшет — всегда найдутся такие микробы, которые могут привести к заражению организма.

Британские ученые стали изучать гигиенический аспект работы за компьютером и оказалось, что клавиатуры некоторых офисных ПК еще грязнее туалета в 400 раз!!!

На клавишах и под ними в пыли размножаются сотни видов опасных бактерий. К тому же, клавиатура (особенно ноутбука) всегда теплая, что еще больше способствует размножению микроорганизмов. Могут появиться также вши, лечение которых легко доставит вам уйму ненужных проблем. Достаточно четырех месяцев после начала использования мыши или клавиатуры домашнего компьютера, чтобы в них завелись опасные микробы. А если компьютер общедоступен, у него десятки пользователей, каждый из которых оставляет немного своей кожи, пота, сала. Прекрасную среду обитания для бактерий и микробов создают попавшие в мышку, клавиатуру крошки пищи, капельки чая, кофе, сока...

Внешне клавиатура может выглядеть чистой — виной тому серый цвет, маскирующий скопления грязи.

Вот так и получается, что некоторые офисы опаснее общественных уборных. Их хоть изредка моют дезинфицирующими растворами, а как часто протирает клавиатуру обычный пользователь?

То же касается планшетов. Представьте себе, сколько микрочастиц кожи и подкожного сала вы оставляете на тач-скрине? И это, если у вас просто чистые руки, а не после ланча или игры в боулинг. Плюс пыль сама оседает на экран и прилипает к липкой, от ваших отпечатков, поверхности.

После работы на компьютере обязательно мойте руки с мылом, особенно если вы пользовались чужим компьютером и особенно если побывали в компьютерном клубе (угадайте, как часто и тщательно сотрудники этих клубов чистят клавиатуру?).

Теперь перейдем к простым советам, которые оградят вас от неприятных последствий работы за компьютером.

Во-первых , протирайте клавиатуру и мышку раз в месяц спиртом.

Во-вторых , раз в год, если ваша клавиатура это позволяет, разберите ее и промойте с середины (тоже спиртом).

В-третьих , пылесосьте клавиатуру специальными USB-устройствами. Они продаются в каждом компьютерном магазине и стоят недорого. Уделяете внимание щелям между клавишами — особенно это касается владельцев ноутбуков.

В-четвертых , каждый вечер, после завершения работы с планшетом, протирайте экран специальным раствором для очистки планшетных ПК.

И, в-пятых , мойте руки после каждого использования компьютера и в перерывах, если вы работаете с ним целый день.

Персональные компьютеры (ПК) в настоящее время нашли широкое использование как в домашних условиях, так и в ДДУ. Установлено, что использование компьютерных программ в сочетании с традиционными формами воспитания значительно повышает эффективность обучения (развитие речи, элементарных математических представлений, конструирование, рисование). Работа на ПК также способствует развитию мышц кисти рук, координации движений.
Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования надо использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. В обязанности педагога входит контроль за санитарно-гигиеническими условиями в компьютерном зале
При организации работы с компьютером необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к видеомонитору, помещению, размещению ребенка за столом, продолжительности занятий, профилактике общего и зрительного утомления.
Основное негативное воздействие на организм оказывает зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжитель-ности работы за ним могут наблюдаться: покраснение глаз, зуд, «мурашки» и двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений - особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, маленький контраст и пр.). Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с монито-ром, но совсем избежать его не удается.
При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями - не менее 1,2 м. Столы для ПК должны быть одноместными.
Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31 см. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка, или чуть ниже, на расстоянии не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану, не заходил за заднюю панель ПК.

Наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона. Предпочтительнее расположение цветных знаков на экране видеомонитора на светлом фоне.

Для снижения общего и зрительного утомления предлагается проведение специальных упражнений для глаз, которые могут выполняться на рабочем месте.
Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна составлять не менее 4,5-6 м². Количество мест не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.
При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие вредных соединений и веществ в воздух, поверхность пола в компьютерном зале должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Запрещена окраска стен в темные тона. Желательно, чтобы компьютерный зал был ориентирован на север, северо-восток. Оптимальные параметры температуры воздуха 19-20 °С.
Ввод в эксплуатацию помещения осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.
Ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных ПК.
Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще З раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером, на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 - 7 лет - 15 мин. Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в ДДУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей.
Занятия на ПК должны проводиться в присутствии педагога или преподавателя, прошедшего инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.
На первом занятии в компьютерном зале педагог в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей.

4.Гигиенические требования к трудовой деятельности
Одна из важных задач в работе с детьми – трудовое воспитание, должно способствовать повышению их общего развития, расширению круга интересов, знакомству с различными видами труда взрослых, воспитанию любви к их труду, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность, чувство долга. В каждой возрастной группе детям прививают доступные им трудовые навыки.
Младших детей учат правильно одеваться, ухаживать за игрушками, поддерживать порядок в кукольном уголке, помогать старшим по уходу за растениями и животными как в помещении (в «уголках живой природы», обустроенных в соответствии с требованиями СанПин), так и на участке. В группах старшего дошкольного возраста вводят дежурства: дети помогают взрослым при уборке помещений, в столовой, на участке, убирают снег, сухие листья, пропалывают грядки, поливают цветы и растения. Кроме этого, они учатся шить, вышивать, делать несложные поделки из природного материала, сувениры. Дети 5-7 лет работают с деревом: распиливают, сколачивают различные детали, приучаются правильно пользоваться молотком, пилой, клещами.
Труд по своему содержанию и продолжительности должен соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям каждого ребенка. Воспитатели следят за тем, чтобы при выполнении той или иной работы соблюдались гигиенические требования и техника безопасности. Труд детей, особенно связанный с использованием инструментов, осуществляется под непосредственным контролем взрослых.
Инвентарь, используемый в трудовой деятельности детей, располагают на полках и в шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка. При поливе растений ребенок должен держать лейку ниже уровня груди, чтобы вода не попадала на одежду.
При дежурстве в столовой детям не разрешается переносить горячие пищу и воду, горячие предметы. Категорически запрещено привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования, к разведению костров, сжиганию сухих листьев, мусора.
Все инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря, которыми пользуются дети, должны быть исправны, безопасны, иметь хорошо закрепленные ручки и другие детали. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Все колющие, режущие и др. травмоопасные инструменты (швейные иглы, ножницы, гвозди, клещи, молотки) следует хранить в закрытых местах. Дети могут использовать их лишь с ведома и под контролем воспитателя.
Природный и прочий материал для труда должен быть безопасен, например, для поделок из дерева используют брусочки, реечки, кругляки (диаметром не более 4 см) из древесины мягких пород дерева, без сучков и хорошо выструганное.
Все поделки из древесины изготавливают на специальных столах (верстаках), оборудованных зажимными устройствами. Эти столы высотой немного ниже пояса ребенка располагают так, чтобы свет падал с левой стороны. К столу прикладывают подкладную доску, обитую войлоком, для работы с молотком. Длина доски должна быть равна длине стола, ширина 25-30 см, высота 3-4 см.
Важно обеспечить безопасность инструментов: пила должна иметь деревянные ручки и во время работы ее надо закрывать распилочной коробкой, предохраняющей левую руку ребенка; конец молотка должен быть закруглен, масса металлического молотка с деревянной ручкой составлять 180-200 г; гвозди следует подбирать длиной 2-3 см, с широкой шляпкой. Каждому ребенку выдают фартук и удобный головной убор.
Между работающими детьми должно сохраняться расстояние не менее 1 м. За верстаком может работать только 1 ребенок. Перед началом работы воспитатель обязан проверить исправность верстака и инструментов, надежность закрепления обрабатываемого материала в зажимных устройствах.
По окончании работы дошкольники проверяют состояние оборудования и инвентаря, очищают его, укладывают и убирают. Рабочее место приводят в порядок с помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, которые вместе с совком и детским ведерком для сбора отходов и мусора находятся в каждом трудовом уголке.
При работе на участке, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и т.д.), воспитатель должен следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева или охлаждения. При поливе дети 6 – 7 лет могут переносить ведро или лейку с водой вместимостью не больше 2,5 – 3 л, могут поднимать и переносить на небольшое расстояние груз массой 2 – 2,5 кг.
Продолжительность трудового процесса при выполнении однообразной, монотонной работы не должна превышать 30 мин. Через каждые 7-10 мин. необходимо производить смену деятельности или устраивать перерывы. Нагрузки при трудовой деятельности учитываются для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возраста и физического развития.
В уголке труда или медицинском блоке обязательно наличие аптечки, содержащей предметы и лекарства, необходимые для оказания первой помощи детям.
5. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям

Детям свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях ДДУ прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения, а также как средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день. Для детей в возрасте до 1,5 лет прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.
Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт.
Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку при температуре воздуха не ниже - 15°С и скорости ветра до 7 м в сек., более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре -18 - 20 °C. При низких температурах время прогулки необходимо сократить. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.
Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности.
С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.
Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами ДДУ, при этом дети знакомятся с природой, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.
Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии утром. Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие свободные полуботинки или специальные туфли для туризма (тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка). Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.
Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5- 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4-5 лет могут совершать прогулки общей протяженностью 2 км, 6-7 лет - на З км. Через каждые 10- 15 мин ходьбы дети должны иметь пятиминутный отдых, а в середине экскурсии в сухом месте - привал на 20-30 мин.
На экскурсиях по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых воспитатель принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасность детей. Во время экскурсии детей должны сопровождать не менее двух взрослых.
Зимой воспитанники старших групп могут совершать лыжные прогулки продолжительностью 40-60 мин (для начинающих 30 мин). При организации таких прогулок следует учитывать индивидуальные возможности детей, погод, дорогу.
6.Гигиенические требования к организации сна детей

Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходят жизненно важные процессы: накопление питательных веществ в глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение и др.) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.
В структуре сна принято различать две фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.
В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С КОМПЬЮТЕРОМ

Персональные компьютеры (ПК) в настоящее время нашли широкое использование как в домашних условиях, так и в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ). Педагоги и психологи утверждают, что компьютеры открывают большие перспективы и возможности для процессов обучения и воспитания, общего и интеллектуального развития ребенка. Установлено, что использование компьютерных программ в сочетании с традиционными формами воспитания значительно повышает эффективность обучения (развитие речи, элементарных математических представлений, конструирование, рисование). Работа на ПК также способствует развитию мышц кисти рук, координации движений. Персональные компьютеры отличаются от традиционных средств обучения и воспитания прежде всего тем, что они требуют специальных навыков. Компьютер, являясь современным устройством, с самого раннего детства формирует у ребенка навыки работы, которые ему пригодятся в будущем.
Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель. Это надо использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. Компьютер становится лишь элементом среды развития ребенка при организации компьютерно-игрового комплекса, принципиально отличающегося от компьютерного класса в школе. В обязанности педагога входит контроль за санитарно-гигиеническими условиями в компьютерном зале.
При организации работы с компьютером необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к видеомонитору (видеодисплейный терминал), помещению, размещению ребенка за столом, продолжительности занятий, профилактике общего и зрительного утомления.
При работе с видеомонитором (ВМ) на организм ребенка оказывает воздействие электромагнитное излучение. Видеомониторы, выполненные на электронно-лучевых трубках, являются потенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх- и низкочастотного электромагнитного излучений. В том случае, если они удовлетворяют Государственному стандарту, то эти излучения не должны оказывать вредного воздействия на человека. для различных типов компьютеров величины мягкого рентгеновского излучения даже на расстоянии 5- 10 см от экрана не превышают установленных норм. Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучений ниже естественного фона или соответствуют ему и не могут оказывать вредного воздействия.
На рабочих местах низкоинтенсивное электромагнитное излучение не превышает допустимых значений электрических и магнитных полей по их влиянию на организм человека.
Установлено, что основное воздействие на организм оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться следующие симптомы: покраснение глаз, зуд, «мурашки» и двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений - особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, мерцание, маленький контраст и пр.). Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с ВМ, но совсем избежать его не удается.
При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить видеомонитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного ВМ и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВМ - не менее 1,2 м. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, оборудуют одноместными столами, состоящими из двух частей, или столами, соединенными вместе: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой - клавиатура.
Конструкция стола для ПК или ВМ должна предусматривать следующее:
плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для БМ в пределах 460- 520 мм при глубине 550 мм и ширине не менее 600 мм;
ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;
ровную, без углублений поверхность стола для клавиатуры;
отсутствие ящиков;
пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.
Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31 см. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60-70 см, допустимое - не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану. При работе с компьютером линия взора ребенка (от глаза до экрана) приходится на центральную часть или 2/3 высоты экрана и перпендикулярна к нему. Наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона. Предпочтительнее расположение цветных знаков на экране видеомонитора на светлом (светло-белом, светло-сером) фоне.
Для снижения общего и зрительного утомления предлагается проведение специальных упражнений для глаз, которые могут выполняться на рабочем месте.
1. При закрытых глазах круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки в течение 10 с.
2. В течение 10 с смотреть прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз.
3. Зажмуривать и открывать глаза в течение 10 с.
4. Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 с.
Может быть использован офтальмотренаж, предложенный проф. Э. С. Аветисовым (см. Приложение 6).
Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна составлять не менее 4,5-6 м². Количество мест зависит от площади зала, но не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.
При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие вредных соединений и веществ в воздух (не допускается пластик, моющиеся обои, ДСП, пленка ПВХ). Поверхность пола в компьютерном зале должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Оптимальным является деревянное покрытие, допустимым - линолеум с антистатическими свойствами. Цветовой климат помещения оказывает большое влияние на работоспособность и эмоциональный статус ребенка. Запрещена окраска стен в темные тона. Желательно, чтобы компьютерный зал был ориентирован на север, северо-восток. Необходимо следить за оптимальными параметрами температуры воздуха (19-20 °С).
Ввод в эксплуатацию помещения осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.
Если температура наружного воздуха не ниже -10 °С, то занятия могут проводится при открытых фрамугах. для повышения влажности воздуха следует использовать увлажнители или устанавливать вблизи отопительных приборов емкости с водой типа аквариумов. для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных видеомониторов.
Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще З раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин и для детей 7 лет - 15 мин. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий компьютером необходимо сократить (для детей 5 лет до 7 мин, 6 лет - до 10 мин). Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей.
Как показывают данные научных исследований, в начальный период взаимодействия детей с компьютером (6 недель) целесообразно проводить специальные занятия, направленные на развитие точности и координации движений (в том числе тонких движений кисти), а также на развитие памяти и внимания (физические упражнения, подвижные и настольные игры). Такие занятия повышают эффективность формирования у детей навыков по управлению компьютером, сокращают время их освоения.
Через 5-7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Наиболее эффективны упражнения, которые наряду со снятием зрительного утомления предупреждают негативные последствия, связанные с длительной статической позой. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить и после окончания работы на компьютере.
Комплекс упражнений следует менять не реже 1 раза в месяц. Инструктаж по их выполнению осуществляет преподаватель по физкультуре или медицинская сестра ДОУ. Занятия на ПК должны проводиться в присутствии воспитателя или преподавателя, прошедшего инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.
На первом занятии в компьютерном зале педагог в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей. Дошкольники не должны приносить лишние предметы в компьютерный зал, выдвигать мебель, заходить за заднюю панель ПК, располагающуюся в опасной зоне, бегать в помещении.

Достижения последних лет в технологии виртуальной реальности (виртуальный – от лат. возможный; это такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то вполне определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться; иногда виртуальным называют и такой объект, который просто «способен к действию») показали, что область ее эффективного использования даже на первых шагах оказалась очень широкой. В нее включаются: конструирование, архитектура, дизайн, обучение, игры, медицина, роботостроение, спорт, маркетинг, реклама. Открываются новые, принципиально другие формы общения, знакомство с сокровищами мировых музеев, библиотек и др.

Эта новая компьютерная технология обеспечивает особые условия для объемного взаимодействия человека с компьютером. Уже на первом опыте очевидно, что виртуальная реальность внушает человеку чувство, похожее на чудо, но одновременно заставляет поражаться сложности задач защиты здоровья, когда речь идет о зрительно-мозговом утомлении и о нестандартной нагрузке на сознание.

Известно, что Интернет в принципе радикально меняет среду труда, сокращает расстояния, расширяет пространство общения до глобального масштаба и вносит множество других, в том числе непредвиденных изменений в быт, стиль жизни, в системы ценностей. Интеллектуально напряженный и сложный труд получает подкрепление. Одновременно расширяется круг факторов, составляющих условия труда за счет трудно поддающихся управлению, и гигиеническому контролю. В том числе оказались актуальными вопросы организации условий труда на компьютере.

Доказательством того, что технический прогресс с его императивом эволюционности вовсе не обеспечивает прогресса в условиях труда и качества трудовой жизни, с очевидностью служат явления экологического неблагополучия, а также факт усложнения охраны труда с усложнением его технической основы, что видно на примере профессии оператора.

Современные компьютерные технологии меняют содержание труда, но не избавляют от потребности в технике безопасности в системе охраны труда. Все более усложняются функции гигиены труда, инженерной психологии, эргономики.

Последнее десятилетие знаменует собой стремительный рост использования информационных технологий в самых разных сферах человеческой деятельности. Компьютеры, еще десятилетие назад применявшиеся для решения сугубо специализированных задач, являются сегодня неотъемлемым атрибутом рабочих мест в массовых видах профессий. Необратимый процесс компьютеризации труда делает все более актуальной проблему разработки эффективных и надежных средств обеспечения диалога "человек-компьютер" в режимах, приемлемых для работы пользователей разного уровня подготовки и квалификации. В исследованиях по когнитивной эргономике и собственно психологических работах сложился целый ряд подходов, в рамках которых идет обсуждение разных аспектов этой проблемы.

Среди наиболее интересных подходов, рассматривающих компьютеризованную деятельность в целом, можно выделить исследования психологической адаптации пользователя к внедрению информационных технологий. В этом подходе анализируется влияние компьютеризации труда на личность и психическое здоровье пользователей с учетом индивидуально-психологических особенностей человека. Кроме того, существует целый ряд подходов, связанных с когнитивно-эргономическим аспектам внедрения информационных технологий. Рассмотрение этих аспектов проводится как на уровне генерализованно-технологических стратегий разработки более совершенных компьютеризованных систем с точки зрения удобства их использования человеком, так в плане непосредственной реализации интерфейса программных средств. В этих работах подчеркивается важность создания психологически обоснованных средств поддержки деятельности пользователя, приближающих виртуальную реальность к естественным формам поведения человека в обычной среде.

Несмотря на существенные различия в содержательной направленности перечисленных подходов, можно отметить, что все они так или иначе связаны с необходимостью анализа субъективного отношения или "видения" пользователем особенности своей работы за компьютером. Несмотря на то, что в методологии современных исследований по психологии труда проблема "образа" профессиональной ситуации занимает ключевое место в конкретных исследованиях компьютеризованной деятельности она практически не затрагивается. В нашем исследовании была предпринята попытка эмпирического анализа тех проявлений, в которых могут отражаться особенности субъективных представлений о работе с компьютером у пользователей разных категорий.

Теоретическая часть

Стандарты обеспечения безопасной работы на компьютере

Чтобы снизить вредное влияние различных производств на здоровье человека, медики разрабатывают жесткие нормы и требования, обязательные к выполнению. В частности, с целью снижения риска для здоровья различными организациями были разработаны рекомендации по параметрам мониторов. Самыми распространенными и известными являются стандарты, разработанные в Швеции и известные под именами TCO и MPRII.

Стандарты TCO разработаны с целью гарантировать пользователям компьютеров безопасную работу. Этим стандартам должен соответствовать каждый монитор, продаваемый в Швеции и в Европе. Рекомендации TCO используются производителями мониторов для создания более качественных продуктов, которые менее опасны для здоровья пользователей. Суть рекомендаций TCO состоит не только в определении допустимых значений различного типа излучений, но и в определении минимально приемлемых параметров мониторов, например, поддерживаемых разрешений, интенсивности свечения люминофора, запас яркости, энергопотребление, шумность и т.д. Более того, кроме требований, в документах TCO приводятся подробные методики тестирования мониторов. В состав разработанных TCO рекомендаций сегодня входят три стандарта: TCO"92, TCO"95 и TCO"99, цифры означают год их принятия.
Большинство измерений во время тестирований на соответствие стандартам TCO проводятся на расстоянии 30 см спереди от экрана и на расстоянии 50 см вокруг монитора. Для сравнения: во время тестирования мониторов на соответствие стандарту MPRII все измерения производятся на расстоянии 50 см спереди экрана и вокруг монитора. Это объясняет то, что стандарты TCO более жесткие, чем MPRII.

Стандарт TCO"92 был разработан исключительно для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора, а также устанавливает стандарт на функции энергосбережения мониторов. Кроме того, монитор, сертифицированный по TCO"92, должен соответствовать стандарту на энергопотребление NUTEK и соответствовать Европейским стандартам на пожарную и электрическую безопасность.

Стандарт TCO"95 распространяется на весь персональный компьютер, т.е. на монитор, системный блок и клавиатуру, и касается эргономических свойств, излучений (электрических и магнитных полей, шума и тепла), режимов энергосбережения и экологии (с требованием к обязательной адаптации продукта и технологического процесса производства на фабрике). Требования TCO"95 по отношению к электромагнитным излучениям мониторов не являются более жесткими, чем по TCO"92.Кстати, что касается эргономики, то TCO"95 в этом отношении предъявляет более строгие требования, чем международный стандарт ISO 9241.

TCO"99 предъявляет более жесткие требования, чем TCO"95, в следующих областях: эргономика (физическая, визуальная и удобство использования), энергия, излучение (электрических и магнитных полей), окружающая среда и экология, а также пожарная и электрическая безопасность. Стандарт TCO"99 распространяется на традиционные CRT-мониторы, плоско панельные мониторы (Flat Panel Displays), портативные компьютеры (Laptop и Notebook), системные блоки и клавиатуры. Спецификации TCO"99 содержат в себе требования, взятые из стандартов TCO"95, ISO, IEC и EN, а также из EC Directive 90/270/EEC и Шведского национального стандарта MPR 1990:8 (MPRII) и из более ранних рекомендаций TCO.Экологические требования включают в себя ограничения на присутствие тяжелых металлов, броминатов и хлоринатов, фреонов (CFC) и хлорированных веществ внутри материалов. Любой продукт должен быть подготовлен к переработке, а производитель обязан иметь разработанную политику по утилизации, которая должна исполняться в каждой стране, в которой действует компания.
Требования по энергосбережению включают в себя необходимость того, чтобы компьютер и/или монитор после определенного времени бездействия снижали уровень потребления энергии на одну или более ступеней.

Стандарт MPRII базируется на концепции о том, что люди живут и работают в местах, где уже есть магнитные и электрические поля, поэтому устройства, которые мы используем, такие, как монитор для компьютера, не должны создавать электрические и магнитные поля, большие, чем те, которые уже существуют. Заметим, что стандарты TCO требуют снижения излучений электрических и магнитных полей от устройств настолько, насколько это технически возможно, вне зависимости от электрических и магнитных полей, уже существующих вокруг нас. Таким образом, стандарты TCO жестче, чем MPRII.

Кроме вышеописанных стандартов для мониторов существует также ряд требований к рабочим местам. Недавние ислледования показали, что примерно 20% нарушений здоровья, связанных с работой за компьютером, вызваны не "вредностью" компьютера как такового, а незнанием основных правил работы с ним, а также неправильной организацией РМ (рабочего места).

Эргономика рабочего места и организация рабочего пространства

Говоря об эргономике в компьютерной области, можно сказать, что это достаточно молодая сфера. Бурное развитие она приобрела за последние десять лет. И по мере компьютеризации человечества она становится все более актуальной. Ведь согласитесь, что сейчас пользователи проводят за компьютерами намного больше времени, чем когда-либо. А незнание и невыполнение правил работы с ним часто оборачивается не только плохим самочувствием, но и потерей здоровья.

Как показали научные исследования, однообразные движения, совершаемые в течение длительного времени, в сочетании с плохой организацией труда и рабочего места вызывают физические неудобства и наносят вред здоровью. Чаще всего возникают воспалительные заболевания сухожилий.

Неправильная организация рабочего места может вызвать ненужную нагрузку на мышцы. Исследования показали, что примерно 20% нарушений, связанных с работой за компьютером, вызваны неправильной организацией рабочего места.

Хорошая организация рабочего пространства очень важна для сохранения здоровья, поэтому необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые должны помочь организовать его.

- кто будет работать за ним?

Если за компьютером работает только один человек, то рабочее пространство заранее можно оптимально организовать под этого человека. И, например регулировка стула по высоте может не являться необходимостью. При работе нескольких человек за одним компьютером рабочее место должно подстраиваться под каждого человека, и чем больше различия между людьми, тем более широкий диапазон регулировки рабочего места необходим. Для того, чтобы обеспечить максимально комфортные условия каждому.

- как долго предполагается использовать компьютер в течение дня?

Если компьютер используется несколько минут в день (до 30 минут), то вопросы эргономичной организации пространства не являются первостепенными. Если компьютер используется более 1 часа, то следует уделить достаточное внимание организации рабочего места. И если компьютер используется больше 4 часов, следует максимально обдуманно организовать рабочее место.

Необходимо определить, какого типа программы будут работать на компьютере чаще всего. В зависимости от этого следует перед собой расположить, то устройства ввода, с которым приходится работать чаще всего.

- Текстовые редакторы - удобное расположение клавиатуры с мышью наиболее важно. Современные клавиатуры имеют с правой стороны цифровую панель, поэтому при печатании текста, алфавитный набор клавиш нужно расположить перед собой по центру, для этого клавиатуру нужно сдвинуть немного вправо, так, чтобы клавиша с латинской буквой В попадала на центральную линию тела. Последние исследования в области эргономики показали, что идеальное положение при наборе текста, когда клавиатура находится под наклоном, такое положения может обеспечить специальный регулируемый держатель для клавиатуры.

- Работа в Интернете , программы графического дизайна - удобное расположение мыши (или другого указывающего устройства) важнее, чем клавиатуры. Расположите мышь перед собой, а клавиатуру сдвиньте немного в сторону.

- Ввод данных - При больших объемах ввода цифровых данных - удобное расположение цифровой панели клавиатуры наиболее важно.

- Игры - удобное расположение клавиатуры/мыши/джойстика наиболее важно.

В помещении, предназначенном для работы на компьютере, должно иметься как естественное, так и искусственное освещение. Лучше всего, если окна в комнате выходят на север или северо-восток. Помещения необходимо оборудовать не только отопительными приборами, но и системами кондиционирования воздуха или эффективной вентиляцией. Стены и потолки следует окрашивать матовой краской: блестящие и тем более, зеркальные поверхности утомляют зрение и отвлекают от работы. В помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Желательно, чтобы площадь рабочего места составляла не менее 6 квадратных метров, а объем - 20 кубических метров. Стол следует поставить сбоку от окна так, чтобы свет падал слева. Наилучшее освещение для работы с компьютером - рассеянный непрямой свет, который не дает бликов на экране. В поле зрения пользователя не должно быть резких перепадов яркости, поэтому окна желательно закрывать шторами либо жалюзи. Искусственное же освещение должно быть общим и равномерным, в то же время использование одних только настольных ламп недопустимо.

На рабочем столе должны свободно помещаться монитор, клавиатура, мышь и другое компьютерное оборудование, а также документы, книги, бумаги - все необходимые для работы вещи. Если вы хотите разместить в ряд несколько столов с мониторами, то следует поставить их таким образом, чтобы расстояние в ряду составляло не менее 2 метров, а между рядами - 1,2 метра. Врачи полагают, что при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места желательно изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 метра.
Помимо вышесказанного, строгие требования должны предъявляться к стулу, который просто необходим для поддержки правильной позы с учетом особенностей фигуры и изменения ее для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Желательно, чтобы стул регулировался по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхности сиденья, спинки и подлокотников должны быть полумягкими, с покрытием, которое не скользит, не электризуется и пропускает воздух. К сожалению, часто при работе очень мало внимания уделяется этому аспекту.

Чтобы определить наиболее подходящую высоту стула, сядьте на него и положите руки на клавиатуру: ноги должны полностью касаться пола, бедра - находиться немного выше колен, спина - чувствовать упор, а предплечья - быть параллельными полу. Монитор следует размещать на столе прямо перед собой примерно на расстоянии вытянутой руки так, чтобы верхняя граница монитора находилась на уровне глаз или ниже не более чем на 15 сантиметров.

Правильное положение рук при работе с клавиатурой и мышью: локти располагаются параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Запястья не должны быть согнутыми, иначе возможно их повреждение. Желательно, чтобы во время работы запястья на что-нибудь опирались. Конструкция современных клавиатур и мышей предусматривает для них опору (дизайн клавиатуры и специальные коврики). Однако вы легко можете сами изготовить ее, например, взяв узкую полоску пенопласта и положив ее перед клавиатурой или мышью (однако следует учитывать, чтобы материал не вызывал чрезмерного раздражения рецепторов кожи (аллергические реакции), что может привести к возникновению заболеваний кожи). Клавиатура должна располагаться в 10-15 сантиметрах от края стола.

Разработанные медиками санитарно-гигиенические нормы должны учитываться при конструировании компьютерной и офисной мебели, а также при проектировании помещений офисов. В последнее время изделия, изготовленные с учетом требований гигиены и комфорта, часто называют эргономичными. Эргономика - наука о взаимодействии человека и машины. Сегодня одна из главных ее задач - снизить нагрузки на организм человека, связанные с работой на компьютере. Так, например, "эргономичная мышь" сконструирована таким образом, чтобы поддерживать запястье в нужном положении. Очевидно, одно из главных требований к современной компьютерной мебели - ее эргономичность.

Что представляет собой компьютерная мебель сегодня? Это чаще всего так называемая "универсальная стойка для компьютерного оборудования". Она, как правило, представляет собой подставку для монитора, "скворечник" для процессорного блока и полочку для принтера. Основные достоинства такой стойки - низкая цена и компактность, что немаловажно для небольших квартир.
В офисах компьютеры часто размещают на больших столах с выдвижной доской для клавиатуры. Монитор обычно ставят на угол, и во время работы все время приходится смотреть вправо или влево. Можно создать более удобную рабочую обстановку - соорудить Г-образный стол, то получите более удобный доступ к материалам.

Отдельной критики заслуживают выдвижные полки для клавиатуры. Как показали исследования, профессиональная болезнь машинисток (синдром запястного канала) зачастую вызвана именно этим приспособлением. Это неудивительно: высота офисного стола рассчитана на письменные работы, и клавиатура на выдвижной подставке оказывается заведомо ниже нормы.

Рабочее место должно быть с хорошей вентиляцией. С одной стороны это важно для охлаждения разных частей компьютера, который выделяют тепло в процессе работы (системный блок, монитор, принтер и т.п.), а с другой стороны приток свежего воздуха в достаточной мере снабжает организм кислородом.

Если Вы курите, ни в коем случае не курите за компьютером, курение за компьютером только дополнительно дает нагрузку на Ваш организм. В результате курения в крови накапливается вредный монооксид углерода (СО), а это снижает способность организма обеспечивать кровоснабжение мышц. Курение также снижает прочность соединительной ткани в мышцах, увеличивая вероятность их травмирования.

Шум на рабочем месте может быть причиной стресса и вызывать лишнее напряжение мышц, что в свою очередь повышает утомляемость организма и снижает работоспособность. Поэтому необходимо выбирать по возможности тихое место. Используйте негромкое музыкальное сопровождение в качестве фона, для того чтобы замаскировать шум вентиляторов, винчестеров, принтера и т.п.

Рабочее кресло

Какой стул следует принимать на рабочем месте

Всем известно, что продолжительная сидячая работа вредна человеку, поэтому удобное рабочее кресло - это и наше здоровье, и настроение, и работоспособность, и производительность. Как говорит "всезнающая" статистика: работа на эргономически правильно сконструированных стульях по сравнению с обычными стульями:

уменьшает число ошибок в два раза;

повышает концентрацию внимания (+ 7%);

сохраняет активность (+ 9%);

сохраняет позитивное самочувствие (+ 15%);

способствует хорошему настроению (+ 10%).

Необходимо, чтобы рабочий стул свободно вращался относительно основания, регулировался по высоте и, кроме того, допускал возможность изменять угол наклона спинки (хорошо, если и сиденья тоже), а также устанавливать нужное расстояние от спинки до переднего края сиденья. Обивка кресла должна быть не только практичной, стойкой к длительным физическим воздействиям, но и гигиеничной, т. е. выполненной из материалов, безвредных для здоровья и обеспечивающих удобство и комфорт в работе.

Идеальная высота сиденья - когда ступни ног полностью касаются пола, а угол сгиба коленей при этом составляет примерно 90°. Очень важно, чтобы край сиденья имел мягкую скругленную вниз форму. Это позволяет избежать давления на кровеносные сосуды и не нарушать циркуляцию крови.

Позвоночник здорового человека напоминает знак интеграла. А, следовательно, спинке кресла необходимо иметь соответствующую форму, чтобы помогать сохранять это положение. Это очень важный момент. Если приходится сидеть на обычном стуле без выпуклости под поясницу, рекомендуется применять небольшую мягкую подушку для этих целей. Угол между спинкой кресла и сидением должен составлять чуть более 90°. Иногда стулья снабжаются специальным механизмом, позволяющим одновременно менять угол наклона спинки и сиденья так, что положение позвоночника остается правильным в любой момент времени.

Хорошо, если спинка стула поддерживает лишь нижнюю половину спины, но при этом не является жестко закрепленной, чтобы не препятствовать движениям в процессе работы.

Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером.

Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать свое рабочее место, чтобы осанка была оптимальной.

Правильная осанка

1. Старайтесь сидеть за компьютером на 2,5 см выше, чем обычно.

2. Расположите монитор прямо перед собой. Верхняя треть экрана - на уровне глаз, чтобы при работе угол наклона шеи был естественным.

3. Настройте высоту спинки стула таким образом, чтобы она соприкасалась с местом наибольшего изгиба спины.

4. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч.

5. Плечи должны располагаться точно над бедрами.

6. Когда вы смотрите вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.

7. Опирайтесь обеими ступнями о пол или подставку для ног. Под столом должно быть достаточно просторно, чтобы Вы свободно могли вытягивать ноги.

8. Руки должны удобно располагаться по сторонам.

10. Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

11. Сядьте так, чтобы край стула не давил под колени.

Правильная осанка во время работы максимально разгружает мышцы и позволяет работать дольше, меньше уставая.

Но даже абсолютно правильная осанка не поможет, если весь день сидеть в одной позе. Неподвижное положение, даже абсолютно правильное, приведет к мышечной усталости.

Правильная осанка предусматривает изменение позы примерно дважды в час.

Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. Из-за отсутствия достаточного отдыха или изменения позы в мышцах накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение. Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться питательными веществами.

Типичные нарушения осанки во время работы:

Вытягивание шеи вперед приводит к напряжению мышц шеи, что может в свою очередь привести к сдавливанию уходящих в голову нервов, и это вызовет боль. Эта поза увеличивает нагрузку на мышцы шеи в три раза. Мышцы шеи, поддерживающие голову, удлиняются, что может приводить к сдавливанию нерва.

Эта вредная привычка (вытягивать шею) может быть обусловлена тем, что монитор отодвинут слишком далеко. В результате, работающий на компьютере вытягивает шею вперед, чтобы лучше увидеть экран.

Сутулые плечи вызывают сдавливание сухожилий передней поверхности плеча, что приводит к боли в области руки и плеча.

Для того чтобы в течение дня поддерживать правильную осанку, мышцам, которые за это отвечают, необходим отдых. Это - мышцы спины, шеи и живота. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы.

О труде и отдыхе

Но и правильная осанка, и хорошая мебель не помогут, если весь день сидеть в одной позе. Длительное неподвижное положение приведет к мышечной усталости. Если вам приходится весь день сидеть, вставайте время от времени либо слегка изменяйте высоту кресла или крышки стола, чтобы изменить общее положение тела.
Согласно требованиям, разработанным Госсанэпиднадзором, суммарное время непосредственной работы с персональным компьютером не должно превышать шести часов за смену. На протяжении рабочего дня следует устраивать перерывы продолжительностью 10 - 20 минут. Работа без перерыва за монитором компьютера не должна превышать 45 - 60 минут. Во время перерывов рекомендуется выполнять необходимые комплексы физических упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с необходимостью защиты от излучений важны требования эргономики к расположению клавиатуры компьютера, к рабочему креслу, к соотношению продолжительности времени работы и пауз для отдыха рук, зрения, внимания.

Переутомление рук, обусловленное травмой повторяющихся нагрузок из-за постепенно накладывающихся утомления, ведет к тривиальным болезням нервов, мышц и сухожилий рук, запястья и плечевого пояса (специфические травматические заболевания рук, синдром канала запястья). К индивидуальным средствам защиты и облегчения труда оператора компьютера относятся специальные приспособления: опора, удерживающая кисть в естественном положении (вертикальное, как при рукопожатии) во время набора на клавиатуре или работы с мышью, мебель с регулирующимся положением всех узлов рабочего места, высоты поверхности рабочего стола, кресла, подзапястники, для отдыха рук во время пауз между ударами по клавишам, специальные команды оператору о необходимости сделать перерыв в работе, встроенные в программное обеспечение и т.п.

Гигиеническим нормам труда обучаются одновременно с уроками компьютерной грамотности. В числе первых требований следующие: не работать на клавиатуре непрерывно более получаса, в течение рабочего дня менять род работы, в момент смены и в микропаузах на отдых сменить позу, подняться с места, устраивать разминку и выполнять специальные упражнения для пальцев перед продолжительной работой на клавиатуре, пользоваться перчатками без пальцев, если есть склонность к ознобу в руках при продолжительной работе, обращать внимание на чувство дискомфорта, усталость или боли, советоваться с врачом, а также индивидуально подстраивать рабочее место.

Cточки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию пользователем того, что компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, пользователь с самого начала должен отчетливо понимать, что компьютер может быть настроен в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач.

Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что процесс персонификации имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы.

Для облегчения работы новичков имеет смысл пытаться с помощью разных средств обеспечить постановку четких и/или конкретных задач, вводить в рабочую среду (на уровне программного обеспечения) разнообразные элементы, способствующие снижению чувства неуверенности в себе, а также увеличивать количество приемов, обеспечивающих полноценную обратную связь.

В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий.

Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению. Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение субъективных представлений о работы с компьютером с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда. Кроме того, особого внимания заслуживает феномен персонификации компьютера, требующий дополнительного изучения с целью более полного анализа его механизмов. Последнее представляется особенно актуальным в связи с развитием технологий виртуальных ассистентов пользователя, которые реализуются в форме так называемых агентов и синтезированных актеров.

Список используемой литературы

· Калачева Л.Л. Социология и экономика труда: Уч. Пособие: в 2 ч/ НГУ, Новосибирск, 2000

· Леонова А.Б., Чернышева О.Н. (ред.). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., Радикс, 1995.

· Калинина Н.И., Кирьянова М.Н., Ляшко Г.Н., Никитина В.Н. Вопросы гигиены труда и состояние здоровья пользователей персональных компьютеров //Тезисы докладов четвертой научно-технической конф. "Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов" 1996, с 489-493

· Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. – М.: Академия, 2006

    Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. – М.: Логос, 2001