Мрко новая версия журнала. Что происходит с российскими сервисами электронных дневников

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2014 ГБОУ СОШ № 1234 войдет в информационно-аналитическую систему Московский регистр качества образования (МРКО, до этого электронный журнал был реализован в системе ГШИС). На сегодняшний день осуществляется формирование электронной базы, являющейся основой ведения электронного журнала в системе МРКО. С 2012 -2013 учебного года школа активно участвует в системе внешней независимой оценки качества образования, которую реализует МЦКО (Московский центр качества образования), путем использования проверочных материалов, созданных на основе базы стандартизированных заданий, прошедших тестологическую и содержательную экспертизы. Данные диагностические работы позволяют своевременно выявлять уровень освоения учащимися контролируемых элементов содержания образования по различным предметам, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. На основе факторного анализа полученных данных по ведется методическая работа по совершенствованию образовательного процесса.

Московский регистр качества образования

Московский регистр качества образования - городская информационно-аналитическая система, обеспечивающая комплексную экспертизу и эффективное управление качеством столичного образования на всех уровнях. Работа системы обеспечивается через анализ результатов процедур внешней и внутренней оценки. Об этом должны узнать все родители учащихся.

Реализация в образовательных учреждениях Москвы современных подходов к накоплению, хранению, обмену и анализу информации о качестве образования посредством использования инструментов Московского регистра качества образования ведет к оптимизации процессов взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Родительская общественность Москвы - активный участник деятельности городской рабочей группы по доработке и реализации концепции Московского регистра качества образования.

Доступность информации о качестве образования родителям обучающихся реализуется в Московском регистре качества образования благодаря работе системы персональных кабинетов. Московский регистр качества образования работает в режиме реального времени в сети «Интернет» на портале www.new.mcko.ru . На сегодняшний день 34162 семьи московских школьников пользуются своими персональными веб-кабинетами на портале регистра.

Объективность и конфиденциальность данных оценки образовательных достижений детей гарантирует оператор Московского регистра качества образования - Московский центр качества образования (МЦКО) .

Независимость и объективность оценки обеспечиваются:

· использованием на всех уровнях единых проверочных материалов, созданных на основе базы стандартизированных заданий, прошедших тестологическую и содержательную экспертизы;

· сопоставлением внутреннего (ВШК, диагностика текущей успеваемости обучающегося, внутренний мониторинг) и внешнего контроля (плановые проверки, внешняя независимая оценка качества образования, которую реализует МЦКО);

· применением единой стандартизированной технологии проведения проверочных работ и компьютерной обработки полученных данных с использованием методов математической статистики.

Прозрачность и понятность оценки обеспечиваются тем, что по результатам диагностики образовательные учреждения получают в электронном виде:

· формы с результатами проверочных работ, в которых представлены данные по каждому обучающемуся и классу в целом;

· детализированную карту освоения обучающимися проверяемых элементов содержания образования, предметных и метапредметных умений;

· динамику образовательных достижений и личностного развития обучающихся;

· аналитические материалы по результатам диагностики образовательного учреждения, позволяющие соотнести данные школы со средними показателями по округу, городу;

На сегодняшний день родителям доступна информация о личных достижениях их детей. Также в настоящее время в личный кабинет родителей планируется включить информацию о конкретных неосвоенных контролируемых элементах содержания образования (КЭС).

Индивидуализация образовательного процесса - задача сложная и фактически невыполнимая в условиях массовой школы. Это связано с необходимостью комплексной диагностики базового потенциала каждого обучающегося, с отслеживанием динамики его развития.

Учесть индивидуальные образовательные потребности каждого обучающегося в образовательном процессе позволяет система «Электронный портфолио» Московского регистра качества образования. В индивидуальном электронном портфолио обучающегося зафиксированы его личные образовательные достижения, результаты обучения, воспитания и развития за определённый период времени.

Основной смысл ведения накопительного электронного портфолио:

· показать всё, на что способен каждый обучающийся;

· отследить динамику его развития;

· зафиксировать и не упустить конкретные успехи;

· скорректировать образовательный процесс, своевременно оказав адресную помощь ребёнку;

· позволить родителям отслеживать образовательные результаты, оценивать качество образования.

При этом важно, что спектр образовательных достижений ребенка может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и внеурочной деятельности за несколько лет в одном бумажном документе просто невозможно. Вот почему все больше семей выбирают электронный портфолио обучающегося в Московском регистре качества образования - веб-ресурс, отвечающий всем современным требованиям, который даёт возможность объединить весь набор работ и успехов ребенка, представить все аспекты его образования в виде полной картины.

В кабинете родителей реализован доступ к портфолио их ребенка. Информация отображается в режиме реального времени. Родители имеют возможность убедиться в том, что в образовательном учреждении реализуется учет индивидуальных достижений детей, ведется портфолио их ребенка, в том, что успехи и образовательные достижения каждого конкретного обучающегося ответственно фиксируются педагогами. В личном кабинете родителей работает сервис, позволяющий не только видеть, но и самостоятельно пополнять портфолио своего ребенка. МРКО обеспечивает право каждого родителя на участие в образовательном процессе.

В современном мире, несмотря на высокий уровень развития мобильных технологий, не всегда коммуникацию семьи и школы можно назвать продуктивной, доступной и удобной. Почему это происходит? Основная причина заключается в занятости родителей: ненормированный рабочий день, совещания, встречи, переговоры, командировки. Московский регистр качества образования позволяет семье и школе взаимодействовать в режиме реального времени, не нарушая при этом распорядка работы и отдыха ни родителей обучающихся, ни педагогов.

На мой взгляд, продуктивная и комфортная коммуникация семьи и школы - основа эффективности их взаимодействия. Для родителей и педагогов создан инструмент веб-коммуникации, который даёт возможность учителю информировать родителей по окончании учебного дня о результатах ребенка, а родителям знакомиться с этой информацией в удобное для них время, отвечать на сообщения, задавать вопросы.

В личном кабинете родителей работает сервис, позволяющий видеть и спланировать участие семьи в мероприятиях (событиях) класса. Информация отображается в режиме реального времени. Родители могут видеть даты начала и окончания мероприятия (события), ознакомиться с его описанием и подписаться на участие в нём - классный руководитель это увидит. Классный руководитель также по согласованию с родителями может подписать обучающегося на участие.

Что ещё было бы важно знать родителям про регистр? Наверное, то, что в нём находится вся информация о внешней оценке качества образования в образовательных учреждениях Москвы с 2006 года, что при необходимости нет препятствий для того, чтобы сформировать этот инструмент для родителей и предоставить им необходимую информацию.

Общий вид панели управления

В (1) области находится выпадающий переключатель, позволяющий выбрать учебный год, с которым ведётся работа. Во (2) области располагается основное рабочее меню. В (3) области располагается блок личного профиля, в котором отображается об имени, а также информация о новых сообщениях.

Общий вид рабочего окна

Вокруг основного рабочего поля имеются 3 вспомогательных зоны, содержание которых меняется в зависимости от открытой страницы (зоны 1,2,4) и кнопка (3) позволяющая расширить левую(1) либо правую (4) зоны.

Общий вид нижней панели

В нижней части экрана расположены две экспресс-панели для работы с новостями и личными сообщениями (1 и 2), а также продублировано основное рабочее меню(3). Панели с личными сообщениями и новостями выводятся в случае наличия данных (панели могут не отображаться если нет личных сообщений или новостей)

Использование основных функций журнала

«Дневник ученика»

Открыв этот раздел Электронного журнала перед Вами откроется основной рабочий экран

Нажав на кнопку (4) мы расширили левую вспомогательную панель(1), которая в данном режиме содержит текущую дату, кнопку «возврата назад», а также кнопки навигации по разделам дневника. В верхней части рабочего располагается информационная зону (2), в которой отображён текущий режим «дневник» и выбранная неделя. Так же в зоне (3) появился фильтр с выпадающим списком (активируется нажатием на серую стрелку в правой части зоны) в котором можно выбрать конкретный предмет и увидеть подробную детализацию с темами уроков и заданными домашними заданиями.

Обратите внимание на оценки выделенные красным кругом: первая цифра обозначает оценку, а вторая её весовой коэффициент. Благодаря этому коэффициенту можно наглядно оценить «важность» оценки. В данном случае итоговая контрольная работа имеет более весомую оценку чем обыкновенный урок. Так же этот коэффициент учитывается при подсчёте среднего балла.

Правая вспомогательная панель в режиме «дневник» позволяет выбрать активную неделю.

При выборе недели синим цветом отмечена отображаемая в данный момент неделя, а серым выбираемая.

«Все оценки»

В данном режиме мы видим сводный отчёт по всем оценкам учащегося разбитый по предметам, при этом правая вспомогательная панель содержит кнопки выбора периода (четверть, полугодие, триместр). Обратите внимание, что последний учебный период, после его закрытия, отображает дополнительный столбец «годовая оценка».

«Итоговые оценки»

«Моё расписание»

В данном режиме мы видим расписание уроков и время звонков, при этом правая вспомогательная панель содержит кнопки выбора отображаемой недели (текущая/следующая).

Использование раздела «Новости»

Этот раздел предназначен для поиска и отображения новостей

Переключатель страниц в правой вспомогательной зоне позволяет быстро перемещаться между новостными страницами, а кнопки в левой – выбрать тип отображаемых новостей.

Так же последние новости доступны с помощью экспресс-панели, дополнительно позволяющей распечатать нужную новость.

Как известно, в Москве проводится политика по полной интеграции информационных систем учета успеваемости для формирования единого пула данных об успеваемости, а также для исключения необходимости для педагогов выполнять двойную работу. Однако на сегодняшний момент МРКО не исполняет требований по интеграции, что ставит многие ОУ в затруднительное положение, в связи с чем мы направили официальное обращение в Департамент образования города Москвы .

Текущая ситуация:

Позиция ДОгМ: МЦКО должен реализовать все необходимые для интеграции изменения системы до сентября текущего года .

После получения уклончивой позиции МЦКО относительно планов по интеграции (письмо от 28 августа 2013) мы направили следующее обращение (Письмо от 12 сентября , Приложение). И теперь получили ответ: Письмо МЦКО от 16 октября 2013 .


.

Уважаемые школы! Мы убедительно просим вас принять участие в обсуждении данной ситуации, а также изложить свой опыт в комментариях к данному материалу – это послужит общему благу и спасет школы от произвола, а учителей – от лишней и неудобной работы. Если вы не можете позволить себе представиться и указать номер своего ОУ, то указывайте должность и округ/район.

Краткая история событий

Август 2012

На видеоконференциях по интеграции с ОЭЖД был поднят вопрос о необходимости реализации выгрузки данных по внутришкольному контролю в МРКО, чтобы избавить образовательные учреждения от необходимости дублировать оценки из электронного журнала в МРКО. Очевидно, что данную выгрузку логично реализовать из ОЭЖД, так как в нем собираются данные по всем образовательным учреждениям. Сотрудниками МЦКО было предложено реализовать временное решение, позволяющее вручную (через файл в формате Excel) выгружать данные о классах, контингенте, кадрах и результатах промежуточной аттестации из электронных журналов в МРКО.

Октябрь 2012

На видеоконференции от 11 октября сотрудник МЦКО Хорошилов Е.В. сообщил (время на записи: 1 ч. 22 мин.) , что при наличии писем от образовательных учреждений с просьбой также реализовать выгрузку данных по ВШК, МЦКО реализует и ее.

Мы реализовали формирование файла для выгрузки данных в МРКО. Однако выяснилось, что в МРКО принимаются все данные (а именно: список классов, список педагогов и список учителей), кроме непосредственно результатов промежуточной аттестации. После неудачной выгрузки данных на вопросы директоров ряда образовательных учреждений был получен ответ от сотрудников МЦКО, что ни один разработчик электронных журналов к ним не обращался, и что они готовы к сотрудничеству в вопросе интеграции МРКО с любым электронным журналом.

Декабрь 2012

51 образовательное учреждение , использующее нашу систему, обратилось в МЦКО с просьбой реализовать выгрузку данных из нашей системы в МРКО. Данное обращение сопровождалось письмом от нашей организации, где мы выражали свою готовность реализовать данный функционал со своей стороны. Данное письмо было отправлено в МЦКО на имя директора А.И. Рытова 26 декабря 2012 г. (копии письма в приложении).

Январь 2013

17 января на селекторе ДОгМ А.И. Рытов, отвечая на обращение учителя из ОУ Западного учебного округа, недоумевающего от необходимости дублировать выставление оценок промежуточной аттестации и в электронный журнал, используемый в школе, и в МРКО, публично заявил (время на записи: 2 ч. 20 мин.) : «Образовательные учреждения города Москвы имеют возможность, по желанию, импортировать данную информацию из любого электронного журнала, интегрированного с Порталом государственных услуг… путем загрузки одного файла, который формируется автоматически…»

А.И. Рытов также утверждает, что информация о данной возможности размещена на сайте МЦКО в новости от 27 сентября 2012 года. Однако если внимательно прочитать данный материал (скриншот страницы в приложении), то в нем вполне конкретно написано, что в МРКО выгружаются данные лишь по «Кадрам», «Классам» и «Контингенту», никакой информации о выгрузке данных о промежуточной аттестации в данной новости нет.

Таким образом очевидно, что заявления А.И. Рытова и сотрудников МЦКО не соответствуют действительности.

Также в переписке с сотрудниками МРКО выяснилось, что для загрузки данных необходимо передавать служебные идентификаторы, которые не были предоставлены разработчикам.

Февраль 2013

Мы реализовали у себя поддержку этих служебных идентификаторов и отправили тестовый файл для проверки в МЦКО Е.В. Хорошилову, который произвел тестовую загрузку файла и подтвердил, что мы формируем корректный файл, однако при его загрузке обнаружилась проблема на стороне МРКО, которую они «исправят в ближайшее время» . Спустя месяц от МЦКО так и не последовало никаких действий.

Апрель 2013

По решению вопроса нас перенаправили к начальнику Управления информационно-технической поддержки и программно-аппаратного обеспечения МЦКО И.В. Большаковой. В переписке (копия в приложении) Ирина Валентиновна выражала полное недоумение, зачем школам вносить результаты промежуточной аттестации в МРКО. Аргументы, перечисляющие все вопросы и оговоренные раньше процедуры интеграции (в том числе ответы МРКО), не получили вразумительного ответа.

Май 2013

С большой задержкой (спустя более чем 4 месяца после направления в МЦКО письма от нашей организации и 51 образовательного учреждения – вместо положенных 30 дней) мы получили ответ от МЦКО, в котором А.И. Рытов, противореча своему выступления на селекторе, сообщил, что: «…интеграция с иными [кроме ОЭЖД] системами для передачи данных не предусмотрена» (копия письма в приложении).

Последние события

В мае месяце к нам вновь стала поступать информация от образовательных учреждений, что их обязывают переходить с выбранной ими системы электронных журналов на электронный журнал МРКО (копия переписки нашего сотрудника со школой в приложении)

Для урегулирования возникшей ситуации мы обратились с официальным письмом к Руководителю Департамента образования города Москвы И.И.Калине с просьбой дать официальную оценку ситуации и обязать МЦКО провести все необходимые процедуры интеграции. Данное письмо, а также все сопутствующие ему материалы, включая официальный ответ МЦКО, смотрите в приложении.

Мы обратились в МЦКО за уточнением реализации планов интеграции, обозначенных ДОгМ:

К сожалению, данное письмо не только не вносит ясность в процесс интеграции, но и указывает на продолжающуюся последовательность действий МЦКО в желании остаться обособленной системой вопреки позиции города и заявленным целям облегчения процедуры аттестации и аккредитации ОУ.


Сентябрь 2013

В связи с тем, что ОУ сообщают нам, что МЦКО, ссылаясь на Рекомендации ДОгМ, ставит учителей перед необходимостью заполнять систему МРКО неаргументированно большим объемом данных (в частности, требуют обязательного полного заполнения раздела КТП в части поэлементного содержания уроков). За разъяснением обязательности к исполнению всех требований Рекомендаций мы также обратились в ДОгМ:

А также мы предпринимаем следующую попытку докопаться до правды о планах МЦКО:

И снова к сожалению, и снова вопреки позиции города, МЦКО не видит оснований для упрощения образовательным учреждениям взаимодействия с МЦКО, потому что:
"законодательством не предусмотрено упрощение процедур аттестации педагогических работников и аккредитации образовательной деятельности " .

Сервисы электронных дневников как дополнительная поддержка «бумажным» классным журналам и дневникам уже достаточно широко используются в школах России последние лет шесть.

Московский регистр качества образования как единая платформа для сбора данных о контроле успеваемости столичных школ начал полноценную работу с 1 сентября 2014 года. Именно он может стать монополистом в сфере услуг электронного учёта успеваемости в столице.

родителям показываются рекламные баннеры. Пользователям, зашедшим в качестве ученика или учителя, реклама не показывается.

Расписание наполняется автоматически (учитывается периодичность занятий) - всё привычно. Отчётные периоды: четверть, триместр, год.

Отклик от родителей: в журнале оценок отмечаются оценки, просмотренные родителями, и замечания.

Разные права доступа для учителя, классного руководителя, завуча. Учителя-предметники имеют доступ к предметам в своих классах, завуч - к просмотру предметов всей школы.


Родительский контроль и журнал успеваемости. Источник: элжур.ру

Отчётность: формируется (успеваемость, посещаемость) в виде таблиц и графиков. Экспорт в разные форматы (Excel, pdf), версия для распечатки в стандартном виде.

Модульный интерфейс : дневник оценок, журнал учителя, страницы уроков и домашних заданий - отдельные модули.

Различные системы оценивания : 5-балльная, 10-балльная, 100-балльная, зачёт/незачёт.

Отчётные периоды : стандартные (четверти, триместры, семестры). Отчётность формируется по успеваемости, посещаемости; также можно формировать произвольные отчёты.

: на всех страницах веб-ресурса реклама.

Отклик от родителей : не предусмотрен.

Обратная связь с учениками : да (ученик может вложить файл с выполненным домашним заданием).


Так выглядит одна из версий просмотра журнала учителя. Источник: дневник.ру

Дополнительные услуги : медиатека образовательных материалов (словари, художественная и учебная литература), возможность создания настраиваемого школьного сайта.

Баллов.нет

Большая часть информации с главной страницы МРКО посвящена видеоруководствам о том, как войти в систему, поскольку она интегрирована с порталом Госуслуг. Доступ к системе для учеников и учителей выдаётся после регистрации школы в системе МРКО и проведения реорганизации своей информационной системы. Но вот без учётной записи на портале Госуслуг родители не смогут посмотреть отметки своих детей: вход в дневник для них производится через сайт портала Госуслуг.

Функциональность : ???

Никаких скриншотов и информации о функциональности дневника на официальном сайте для учителей мы не увидели: ни как выглядит журнал учителя, ни как собирается статистика успеваемости, ни как происходит заполнение отчётности. Учитывая, что московских учителей добровольно-принудительно переводят на использование этого электронного журнала, вдвойне обидно не знать заранее, с чем ты будешь работать целый год.

МЦКО обещал приложить все усилия для проведения безболезненной интеграции уже функционирующих платформ электронного учёта успеваемости в свою систему. Но пока процедура эта происходит достаточно болезненно.

Интеграция электронных дневников с МРКО

Дневник.ру - единственная из существующих систем электронных журналов, получающая государственную поддержку. Его реализация с 2009 года проходила при поддержке национального проекта «Образование» и Министерства образования и науки РФ. Поэтому комментарий, который пресс-служба Дневник.ру дала проекту Roem.ru , полон спокойствия и уверенности (пока что):

В целях соблюдения прав образовательных организаций на самостоятельный выбор информационных систем, а организаций - разработчиков на свободу конкуренции в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», МРКО должен иметь возможность интеграции с системами ЭЖД сторонних разработчиков, что подтверждает цитата И. Калины. В связи с этим школы Москвы продолжают работать в системе Дневник.ру.

А вот Элжур уже столкнулся с отсутствием поддержки интеграции электронных журналов с МРКО. При этом МЦКО всячески противится предоставлению возможности интеграции других электронных журналов со своим сервисом. 11 ноября 2014 г. директор МЦКО А.И. Рытов ответил на многочисленные просьбы от «Элжур» о разработке механизмов корректной выгрузки данных из их электронного журнала в МРКО:

«…сообщаем, что решение вопросов реализации организационно-технических алгоритмов по обмену данными в режиме online между ЭЖД МРКО и другими электронными журналами не входят в компетенцию ГАУ МЦКО».

Что несколько намекает на то, что процедуры автоматизации для переноса уже существующих данных МКРО поддерживать не собирается.