Тестирование по обществоведению онлайн в беларуси

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
для лиц, имеющих общее среднее образование,
для получения высшего образования І ступени или среднего специального образования,
в 2017 году

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Обществоведение» предназначена для лиц, поступающих в учреждения среднего специального и (или) высшего образования.

Программа структурирована в соответствии с основными содержательными линиями обществоведческого образования.

Вступительные испытания в учреждения высшего образования по учебному предмету «Обществоведение» проводятся в форме централизованного тестирования. Содержание тестовых заданий определяется настоящей программой вступительных испытаний, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен з н а т ь :

  • основные явления и процессы, характеризующие социальную, экономическую, политико-правовую, духовную жизнь современного общества, и понятия, отражающие сущность явлений и процессов;
  • приоритеты политического, социально-экономического, культурного развития Республики Беларусь на современном этапе;
  • основные положения идеологии белорусского государства;
  • содержание Конституции Республики Беларусь.

Абитуриент должен у м е т ь :

  • анализировать, систематизировать, обобщать изученные обществен-ные явления и процессы;
  • сравнивать изученные общественные явления и процессы, выявлять их общие черты и отличия;
  • раскрывать причинно-следственные связи между общественными явлениями и процессами;
  • определять последовательность общественных явлений и процессов;
  • устанавливать соответствие между предложенными множествами (общественными явлениями, процессами и понятиями, отражающими их сущность).
  • анализировать несложные статистические данные, отражающие социальные, экономические, политические, духовные явления и процессы;
  • извлекать из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения учебно-познавательных и практических задач.

1. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА

Человек как личность. Человек — биосоциальное существо. Сознание и деятельность. Темперамент, его роль в жизни человека. Сущность характера. Типы и черты характера. Направленность личности (мотивы, интересы и потребности, установки). Самопознание личности. Самовоспитание.

Социализация личности. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и коллективизм. Конформизм и нонконформизм.

Понятие общества. Основные подходы к изучению общества. Осо-бенности познания общественной жизни. Основные сферы жизни общест-ва. Сущность исторического процесса. Формационный и цивилизацион-ный подходы к изучению истории. Участники исторического процесса. Роль личности в истории.

Технологические уклады. Концепция постиндустриального (инфор-мационного) общества. Место Республики Беларусь в современном ин-формационном пространстве. Средства массовой информации и развитие информационной культуры.

Многообразие современного мира и его противоречия. Современные цивилизации и перспективы их развития. Место и роль Беларуси в современном цивилизационном процессе. Глобальные проблемы современности. Типы глобальных проблем. Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов.

Футурологические прогнозы. Задачи гуманизации общественной жизни.

Сущность культуры. Функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Народная и профессиональная культура. Субкультура и контркультура. Молодежная субкультура.

Культура как механизм социального наследования. Вхождение чело-века в мир культуры. Культура в повседневной жизни. Культурная тради-ция. Культура общения. Этикет. Ритуалы и обычаи.

Творчество и культура. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Национальное и общечеловеческое в культуре. Беларусь на пере-крестке культур. Белорусские национальные традиции. Менталитет бело-русского народа. Политика белорусского государства в области культуры.

2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная структура общества. Социальная дифференциация. Со-циальные группы. Классы. Социальные слои. Группы и коллективы.

Социальное действие. Социальные отношения. Социальные институты.

Социальный и национальный состав населения Беларуси. Качество и уровень жизни населения. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

Демографическая структура общества и ее динамика. Проблемы миграции населения. Пути решения демографических проблем современ-ного общества. Демографическая политика Республики Беларусь.

Нации и национальные отношения. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная по-литика Республики Беларусь.

Семья и брак. Функции семьи. Семья как носитель культурных тра-диций и ценностей. Современные тенденции развития семьи.

Социальная характеристика молодежи. Социальная мобильность мо-лодежи. Молодежная политика Республики Беларусь. Государственная поддержка талантливой молодежи в Республике Беларусь.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.

Общение и его функции. Виды и формы общения. Средства обще-ния. Взаимодействие с окружающими людьми. Способы взаимодействия. Типы конфликтов. Линии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.

3. ДУХОВНАЯ СФЕРА

Мировоззрение, его роль в жизни людей. Пути развития духовного мира личности.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основ-ные проблемы философии. Роль философии в духовной жизни общества и личности.

Сущность морали. Основные понятия морали. Общественные функ-ции морали.

Виды нравственных ценностей. Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственный поступок и его мотивы. Нравственная оценка. «Золо-тое правило» нравственности.

Религия как форма мировоззрения. Структура и функции религии. Взаимосвязь религии и нравственности. Виды религий. Конфессиональная политика Республики Беларусь. Свобода совести и вероисповедания в Рес-публике Беларусь.

Сущность образования, его функции. Образование как социальный институт. Система образования в Республике Беларусь. Образование как приоритет политики белорусского государства.

Роль науки в жизни общества. Гуманистическая функция и нрав-ственные основы науки. Основные этапы развития науки. Научно-технический прогресс. Научный потенциал Республики Беларусь.

Эстетическое отношение к миру. Сферы эстетической деятельности.

Сущность, виды и функции искусства.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Понятие экономики. Экономический цикл и его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы.

Экономическая система общества. Основные типы экономических систем. Структура современной экономики.

Собственность и ее формы. Отношения собственности.

Доход. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Рынок, его виды и основные функции. Характерные черты рыночной экономики. Конкуренция и ее виды. Менеджмент. Маркетинг.

Сущность денег и их виды. Основные функции денег. Ценные бумаги. Инфляция.

Экономические функции государства. Налоговая система. Государственный бюджет. Финансово-кредитная система.

Основные показатели национальной экономики. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетные направления региональной и аграрной политики белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Государ-ственная программа возрождения белорусской деревни.

Сущность инновационного пути развития. Основные направления инновационного развития Республики Беларусь. Высокие технологии. Энергосбережение.

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Политическая система: понятие, типы, функции. Политика и власть. Носители политической власти в обществе. Политическая идеология. Основные положения идеологии белорусского государства.

Основные признаки государства. Функции государства. Типы и фор-мы государства.

Основные признаки демократического устройства государства. Парламентаризм как форма представительной демократии. Правовое государство и гражданское общество. Права человека.

Политические партии: их функции и типы. Партийная система и ее виды. Общественные объединения. Молодежные общественные организа-ции и движения.

Политический статус и политическая культура личности. Полити-ческое лидерство.

Геополитическое положение Республики Беларусь. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

Виды международных отношений. Международные организации. Международное сотрудничество. Республика Беларусь в системе совре-менных международных отношений.

Противоречивый характер последствий глобализации. Антиглоба-лизм. Беларусь в системе глобализационных процессов.

6. ПРАВО

Право и его основные функции. Право и мораль. Основные источ-ники права. Правовая культура личности.

Конституция и ее место в национальной правовой системе. Конституция Республики Беларусь — правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Народовластие. Верховенство права. Суверенитет.

Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный про-цесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Респуб-лики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Основные международные акты в области прав и свобод человека. Правовой статус личности в современном государстве. Права и свободы человека в Республике Беларусь. Обязанности и гражданский долг человека.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений. Особенности Гражданского кодекса Республики Беларусь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Трудовое право. Правовой механизм трудоустройства. Права и обя-занности работодателя и работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда и ее особенности для несовершеннолетних. Трудовая дис-циплина. Порядок прекращения трудового договора, соглашения.

Семейное право. Законодательство о семье и браке. Права и обязан-ности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Субъекты административно-правовых от-ношений. Административный проступок. Виды административных взыс-каний. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административ-ный проступок.

Уголовное право. Обстоятельства, исключающие уголовную ответ-ственность. Необходимая оборона. Обстоятельства, отягчающие уголов-ную ответственность. Наказание, его цель и виды. Ответственность несо-вершеннолетних за уголовные правонарушения.

Основные задачи правоохранительных органов Республики Бела-русь. Прокуратура. Органы юстиции. Органы государственного контроля. Органы государственной безопасности.

Со спецификацией теста по учебному предмету «Обществоведение» для проведения централизованного тестирования в 2017 году можно ознакомиться .

[Совет 1. Выделяй ключевые слова в заданиях]

Рассмотрим одну из типичных «ловушек», когда абитуриент не выделяет главное слово в задании. Например, тебя могут попросить назвать «характерный признак Республики Беларуси как унитарного государства». При этом в ответах ты встретишь вариант «свобода совести и вероисповедания». Казалось бы: всё верно, и такое ты видел в учебнике. НО! Это будет НЕправильный ответ. Ведь тебя просили охарактеризовать Беларусь как унитарное , а не светское (отделённое от религии) государство. Правильный ответ будет тут, например: «наличие единой для территории системы органов власти» или что-то иное, характеризующее страну именно как унитарную . Выделять слова необходимо по аналогии и с другими характеристиками страны;

[Совет 2. «Ловушек» встречается много. Будь аккуратен!]

Давай рассмотрим кейс относительно прав гражданина Республики Беларусь. Часто в задании необходимо выбрать «социально-экономические» права, а абитуриент в ответах видит, к примеру, «свободу выбора языка общения» . Он на радостях думает, что этот пункт явно будет относиться к нашей Конституции. Однако, в данной ситуации,он выбрал личные права . Правильным же здесь будет тот ответ, который будет касаться ПРЯМЫМ образом общественных отношений или экономических . Например, «выбор профессии» или «свобода творчества» будут подходить;

[Совет 3. Включай своё общее развитие]

Обществоведение – это то, что тебя окружает. Поэтому просто думай головой. Например, в социологии есть такое понятие как «социальная группа». Группы разделяются на малые, средние и большие. Чтобы не учить все примеры, которые тебе даны в программе, просто запомни следующие вещи: в малой группе в течение дня можно без проблем пообщаться со всеми (2-40 человек). В средней группе такое возможно, если только задаться такой целью и специально создавать условия для этого, например, бегать по крупной школе со списком или выстроить всех на улице в один ряд. А вот в большой группе сделать это будет практически нереально. Потому что большая группа – это, к примеру, вся белорусская нация или военнослужащие Республики Беларусь. Вы даже не будете знать, где их всех найти, чтобы поздороваться! Поэтому, когда увидите задание, где есть необходимость указать примеры какой-нибудь из этих групп, вспомните данную логику;

[Совет 4. Внимательность прежде всего!]

Самые типичные ошибки ты совершаешь по невнимательности. Давай рассмотрим пример: очень часто встречаются вопросы на соотношение норм права и морали. Здесь необходимо быть осторожным! Читай внимательно: если спрашивают отличие норм права от морали , то здесь совсем другим будет ответ, чем в вопросе отличие морали от норм права . Именно в таком порядке необходимо понимать задание и именно в таком порядке отвечать.

[Совет 5. Запомни простые истины относительно системы органов власти Беларуси]

Если учить полномочия органов власти Беларуси, то перед тобой появится большой список. Этот процесс можно упростить, хотя из-за некоторых нюансов и не на все 100%. Главное же в этом процессе - знать, что органы власти делятся на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. А теперь запоминай:
- Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из Палаты представителей и Совета республики) – это законодательный орган. Соответственно он рассматривает и принимает законы. Добавляем сюда нюанс – Парламент также ратифицирует международные соглашения и контролирует правительство . Готово.
- Правительство (Совет министров) - это власть исполнительная . То есть оно эти законы исполняет и «непосредственно реализует политику государства». Здесь «ловушка» следующая: Совет министров также обладает законодательной инициативой и возможностью издавать подзаконные акты . Поэтому: запоминаем эти исключения, и в остальном формула будет работать.
- С судебной веткой ещё проще. Она в себя включает все вопросы, касающееся правосудия. Запомни тут ещё, что у нас есть Конституционный суд, который занимается определением соответствия законодательных актов и международных договоров белорусской Конституции. Непосредственно гражданин подать туда заявление не может – это сделать могут только некоторые государственные органы по своей инициативе или по просьбе гражданина.
А ещё у нас есть Президент , который по Конституции находится над всеми ветвями власти и играет роль координатора. Он же, преимущественно, и занимается всем остальным , что ты встретишь в вариантах ответов. Однако стоит помнить, Президент также обладает как правом законодательной инициативы, так и возможностью принимать указы, декреты. Но не переживай, в тестах не будет ситуации, когда будет более одного органа власти, которому подходит какая-то функция. Формула может показаться, на первый взгляд, громоздкой, но если разобраться, работает на процентов 80% исправно;

[Совет 6. Расшифровывай ключевые слова]

Очень важно просто внимательно читать слова. Например, «регулирующая» функция обязательно будет указывать на какие-то ограничения//рамки//нормы//правила . Хорошо ещё переводить заимствованные слова с английского (или вспоминать просто латинское первоначало многих терминов). На джойстике есть кнопка – select . Какая её функция? Верно, это отбор/выбор . Значит селективная функция рыночной экономики – это отбор чего-то. Чаще всего имеется ввиду «отбор наиболее сильных производителей» или отсев слабых. Так можно поступать и со многими другими словами и терминами;

[Совет 7. Помни про специфику Античности и Средних веков]

О чём бы не шла речь, Античность всегда будет характеризоваться «созерцательностью» или же «непрактичностью» знаний. А вот период Средних веков обязательно будет характеризоваться ответами, связанными с религией. Не забывай про это!

Луцевич Александр, профессиональный репетитор по обществоведению и истории Беларуси

Успешно сдать ЦТ по обществоведению тебе точно под силу. Для этого нужна хорошая организация. расскажет, как выстроить самостоятельную подготовку к централизованному тестированию.

Преодолели пороговое значение тестового балла для первого профильного предмета (20 баллов), 93,86% от общего числа участников, для второго профильного предмета (15 баллов) — 98,22% абитуриентов

Составь план

Это первый и очень важный этап. Так что максимально качественно построй его. Тебе поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Обществоведение“ для проведения централизованного тестирования ». Здесь прописаны все темы, которые будут затрагиваться на ЦТ. Проанализируй, сколько времени тебе потребуется на углубленное повторение школьного курса. Учебника и пособия достаточно для подготовки.

Работай с информацией грамотно

Осилить весь объём материала (термины, понятия, функции, характеристики) помогут схемы, таблицы, рисунки. Заведи конспект, в котором ты будешь фиксировать изученную тему. Нет, это не машинальное переписывание параграфа, а изложение сути вопроса в понятной тебе форме. При необходимости используй текстовыделители, стикеры. Сложные для запоминания моменты иллюстрируй, и неважно, насколько художественно это получается. Зубрёжка — гиблое дело. Вникай в то, что читаешь.

Закрепляй знания на практике

В твоём распоряжении множество тренировочных тестов и примеров тестирования прошлых лет, демовариантов , . Фиксируй ошибки, возвращайся к теме, которую недостаточно хорошо усвоил, заполняй пробелы. Нашёл что-то новое в тесте — запиши. Помечай лайфхаки, ход рассуждения, логические схемы, облегчающие решение задания. Опробовать их можно на , которое проводится трижды за учебный год.



Двигайся вперёд и оглядывайся назад

Периодически возвращайся к повторению выученного, даже если ты успешно прорешал его. Освежи в памяти материалы недельной давности (не говоря уже о более «старых»): перечитай конспект, сделай другой тест по этой же теме.

Учись, но не заучивайся

Переутомление — частый результат чрезмерный умственной нагрузки. Грамотно организовав подготовку, найдёшь свободное для отдыха и развлечений. Не зацикливайся лишь на мысли об успешной сдаче ЦТ. Постигай суть предмета ради более глобальной цели. Знания по обществоведению пригодятся тебе в любой сфере деятельности (политика, экономика, медицина, педагогика и т. д.), с нормами, правилами, законами, ценностями социума имеем дело ежедневно. Разбираться в нём — сильный козырь в рукаве!

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.