С точки зрения информатики вычислительная сеть как прообраз информационно-телекоммуникационной сети представляет собой единый комплекс, включающий территориально распределенную систему ЭВМ и их терминалов, объединенных в единую систему средствами связи с использованием коммутационного оборудования, программного обеспечения и протоколов для передачи (получения) сведения, а также решения информационных, управленческих, вычислительных и/или других задач (34, 464).
В приведенной дефиниции можно выделить следующие признаки вычислительной сети, каждый из них характеризует одну из важных сторон вычислительной сети:
- 1) функциональное предназначение любой вычислительной сети связано с передачей и получением сведений;
- 2) сеть представляет собой систему вычислительных средств (терминалов), с помощью которых производится обработка информации и подготовка ее к передаче пользователю;
- 3) передача сообщений и сведений (информации) обеспечивается коммутационным оборудованием, программным обеспечением и технологическими протоколами (совокупностью правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между пользователями).
Постепенно информационные, технические, технологические и коммутационные свойства сети эволюционировали в более компактное наименование и преобразовали его в понятие "информационно-телекоммуникационная сеть".
Выделенные черты и признаки были использованы законодателем при формулировании определения понятия, содержащегося в ст. 2 Закона "Об информации", в соответствии с которым информационно-телекоммуникационная сеть определяется как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Первым признаком рассматриваемого понятия является высокотехнологичное свойство информационно-телекоммуникационной сети. Законодатель выделил технологичный характер сети и одновременно подчеркнул, что эта система состоит из включенных в ее состав элементов: вычислительных и программных средств, технических каналов телефонной связи и подсистему доступа к ним (коммутационного оборудования).
Следовательно, в состав информационно-телекоммуникационной сети обязательно должно входить три элемента:
- вычислительная техника, т.е. компьютеры;
- телефонные каналы связи;
- система доступа к каналам связи (коммутационное оборудование и регламенты их использования).
Система доступа определяется соответствующими условиями (возможностью) получения информации или ознакомления с нею. Такие условия определяются режимом доступа или совокупностью условий организационного, правового и технического характера. В их состав могут включаться применительно к конкретным условиям функционирования информационно-телекоммуникационной сети различные правила и действия, направленные на возможность ознакомления, передачи и получения информации, в т. ч. действия по использованию технических средств. Такие правила и действия могут быть направлены, напротив, на защиту информации в сети, т.е. воспрепятствование доступа или получения информации. Иными словами, доступ - это всегда совокупность программно-аппаратных средств, коммутационного оборудования, а также правил и действий (мероприятий), определяющих возможности пользователя сети, т.е. юридически установленный состав, имеющий важное правовое значение.
Приказами Минкомсвязи России устанавливаются правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным сетям. Например, приказом Минкомсвязи России от 11.12.2006 № 166 утверждены Правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, которые содержат требования к средствам связи, используемым для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений (53).
Названные правила дают определение понятия "средства связи" - технические и программные средства, включающие любое из перечисленных технических средств (ТС) либо их комбинацию (два и более):
- обмена электронными сообщениями, в т.ч. электронной почты, передачи голосовой информации электронной почтой, коротких текстовых сообщений, мультимедийных сообщений;
- информационные ТС в части доменных имен, доступа к информационным ресурсам, управления;
- удаленного доступа;
- аутентификации и идентификации;
- передачи факсимильных сообщений.
Названные средства связи подлежат обязательному декларированию (сертификации) соответствия стандартным требованиям. При этом устанавливаются соответствующие требования к каждому из вышеназванных технических средств.
Отдельными нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ устанавливаются особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям.
Например, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (54) или Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" (55).
Информационно-телекоммуникационные сети могут быть:
- локальными (в одном здании какой-либо организации);
- ведомственными, охватывающими пользователей одного ведомства или корпорации;
- региональными, объединяющими пользователей городов, областей и других территориальных единиц);
- специального назначения (например, защищенная сеть ГАС "Правосудие" и ГАС "Выборы");
- глобальными (Интернет).
Исследование правовой сущности Интернета, правовой культуры личности и их взаимодействия является необходимой предпосылкой для анализа особенностей формирования правовой культуры личности в условиях становления информационного общества.
Интернет как глобальное информационное пространство «не признает» государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их урегулированию: от упора на саморегуляцию — к жесткой правовой регламентации. В нашей стране уже в конце 1996 г. как отклик на большое внимание широкой общественности, органов государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в России состоялись парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по безопасности и по информационной политике и связи. Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира: 1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе «электронной коммерции»); 4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.; 6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; 7) электронная коммерция; 8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации; 9) применение средств криптозащиты; 10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети. Анализ действующего российского законодательства показывает, что вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая.
Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни. Большинство из определений информации имеют нечто общее. В частности, они предполагают существование по крайней мере четырех компонентов:
Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995. С. 17 — 22.
1) процесса познания чего-либо, о чем передается информация;
2) передающего информацию;
3) воспринимающего информацию;
4) самой информации.
Исходя из изложенного выше информация, передаваемая через Интернет, представляет собой сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, представленные в форме, позволяющей провести расшифровку закодированных данных (данные находятся в двоичном виде и не нуждаются в преобразовании, как, например, при сканировании изображения либо при оцифровке звука) .
Петровский С.В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 24.
Таким образом, Интернет как информационно-телекоммуникационная сеть — это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).
Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 2 Закона об информации информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На территории Российской Федерации использование информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В процессе правового регулирования Интернета возникают новые предметы отношений:
— сайт — совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных тематически, связанных ссылками навигационно и физически находящихся на веб-сервере локальной сети или Интернета по одному адресу (доменному имени);
— веб-страница — электронный документ, выполненный на основе языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) и входящий как единица представления информации в состав набора страниц с взаимными гиперссылками — веб-сайт в локальной сети или Интернете;
— домен — каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, выделяется уникальный идентификационный номер, называемый IP-адресом. IP означает Internet Protocol, т.е. протокол, посредством которого происходит взаимодействие компьютеров в сети Интернет. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками, и выглядит следующим образом: 82.116.44.1. Представленный в таком виде IP-адрес сложен для запоминания человеком. В связи с этим для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain name System — DNS). С помощью данной системы стало возможным сопоставить каждому IP-адресу уникальное символьное имя, называемое доменным именем;
— электронная почта — разновидность электросвязи, осуществляемая посредством интернет- технологий.
Развитие системы телекоммуникации в России приводит к активному использованию новых технологий обмена информацией. За счет этого граждане нашей страны могут своевременно получать нужную им информацию из любых источников.
Особенности российских информационно-телекоммуникационных систем
Главная особенность современных телекоммуникационных систем в нашей стране - это их интегрированность с системами отслеживания и обеспечения безопасности, работающими на государственном уровне.
Большинство телекоммуникационных систем, передающих информацию личного характера, подчиняются законам защиты государственных интересов Российской Федерации.
Компании, работающие в сфере телекоммуникации, предоставляют данные, хранящиеся на серверах, по запросам сотрудников правоохранительных органов.
С технической точки зрения, российские телекоммуникационные сети представляют собой интегрированные каналы передачи информации.
Например, большинство интернет-провайдеров предоставляет своим клиентам услуги:
- доступа в интернет;
- цифрового телевидения;
- телефонии.
Компания, использующая интегрированный канал связи, стремится привлечь клиентов к максимальному использованию доступных мощностей.
Единая государственная информационно телекоммуникационная система
Потребность правоохранительных органов по оперативному обмену конфиденциальной информацией привели к необходимости создать специализированную телекоммуникационную систему.
Единая государственная информационно телекоммуникационная система - ЕИТКС ОВД состоит из региональных подразделений, соединенных друг с другом при помощи находящихся в собственности или взятых в аренду каналов связи. Каждая типовая система состоит из нескольких основных элементов.
Основой конструкции является локальная вычислительная сеть, подключенная к офисному телефону или мини-АТС. За счет этого обеспечивается оперативная передача данных в локальном масштабе (например, в пределах одного здания).
Сервисное оборудование телекоммуникационной системы представляет собой стандартные компоненты для передачи данных:
- маршрутизаторы;
- концентраторы;
- роутеры;
- широкополосные кабели;
- точки радиодоступа.
Работоспособность всей системы обеспечивают:
- инженерные компоненты;
- прямое соединение с поставщиком услуг связи;
- оборудование для мультиплексирования - распределения сигнала между остальными участниками цепи.
Интегрированные региональные подразделения общей телекоммуникационной системы обеспечивают оперативный обмен информацией между пользователями аппаратов государственного управления, федеральными информационными агентствами, а также электронными каталогами тематических сведений.
Надзорный и контролирующий орган государственной системы телекоммуникации - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Развитие телекоммуникационных систем
Основная цель развития телекоммуникационных систем на любом уровне - это обеспечение стабильного канала связи и своевременного доступа всех участников к необходимой им информации.
С этой целью телекоммуникационные системы совершенствуются в двух направлениях:
- Аппаратное обеспечение систем представлено новейшими технологиями, установками и приборами, которые осуществляют быстрый обмен массивами данных. Например, оптоволоконные кабели и мощные концентраторы позволяют получать хороший уровень сигнала на большом удалении от источника.
- Программный аспект развития систем представляет собой внедрение безопасных приложений настройки и управления оборудованием для передачи данных. Современные программы в этой сфере обеспечивают стабильную работу оборудования, грамотное распределение сетевых мощностей между пользователями, а также сохранность персональных данных.
Крупные компании, поставляющие и обслуживающие телекоммуникационные системы РФ
К крупным компаниям, поставляющим и обслуживающим телекоммуникационные системы РФ, относятся:
- InterZet - крупнейший в Санкт-Петербурге поставщик услуг доступа в интернет, а также цифрового телевидения и сопутствующих услуг. Клиентам предоставляется круглосуточная техническая поддержка, сотрудники компании самостоятельно обслуживают производственные мощности;
- CSMC - московская компания, занимающаяся не только предоставлением доступа в интернет, но и созданием оборудования для локальных сетей под ключ. Клиентам предлагаются инженерные решения, разработанные в соответствии с их уникальными условиями.
ООО "Телекоммуникационные системы" г. Москвы
ООО "Телекоммуникационные системы" - это московская компания, работающая на рынке телекоммуникаций уже 14 лет, является подрядчиком большого количества операторов сотовой связи и интернет-провайдеров.
Основное направление деятельности - монтаж различных телекоммуникационных сетей от оптоволоконных до слаботочных. Именно силами этой компании развивается инфраструктура телекоммуникаций в городе Москве.
Обширная материально-техническая база компании позволяет проводить инженерные работы, предварительные изыскания и монтаж телекоммуникационных систем под ключ.
Телекоммуникационные системы Крыма
Современные системы телекоммуникации в Крыму подчиняются основным принципам российского законодательства, а компании предоставляют клиентам современное оборудование и высокий уровень сервиса.
«Крымские телекоммуникации» - наиболее известный поставщик подобных услуг в Феодосии, предоставляющий современные технологии оптоволоконного доступа к сети, телефонии и спутникового телевидения.
«Глобус-Крым-Телеком» - небольшая местная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет.
Группа компаний «Раменские телекоммуникации»
Группа компаний «Раменские телекоммуникации» - это телекоммуникационный холдинг, предоставляющий услуги высокоскоростного доступа в интернет, передачи данных в локальных сетях, а также кабельного вещания.
Услуги телефонии, кабельного телевидения и доступа в интернет предоставляются клиентам с 2003 года, холдинг работает с физическими и юридическими лицами.
Особенность технического оснащения компании - системы постоянного мониторинга оборудования для своевременного предотвращения обрыва связи.
Современные информационно-телекоммуникационные системы России и других стран демонстрируются на ежегодной выставке «Связь».
Читайте другие наши статьи: