Объем raw файла. Что такое RAW. Какой формат выбрать, RAW или JPEG

RAW или Jpeg - в чем разница и в каком формате лучше снимать?

Как обеспечить качественную цветопередачу - этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата - баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group - организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств - главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами - BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями - в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small - маленький) - самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium - средний) - среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large - большой) - максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов - до 36 мегапикселей, формат печати - до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах - сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим - максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым - большему. В правой колонке - разные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия - это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения - контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце - красноватый, люминесцентная лампа - голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым - даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой - люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример - при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого - выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например - в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть - каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания - установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу - установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой - свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случай - энергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается - у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)

Результат заметен - в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения - пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:

Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона

Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово - "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом - RAW - о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы - RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество - фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения - все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье /article45.html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение - в одних дневное из окон, в других - искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.

Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае - это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.

Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например - настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает - фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс - саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам - во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть - http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений - улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие - алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW - от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы - в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов - один RAW, другой - JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять - ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения - меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать - читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

«сырой», что очень близко к правде. Jpeg содержит готовую информацию, которую автоматически выдает программное обеспечение (ее достаточно для отображения кадра на стандартном мониторе). Если ошибся и сделал кадр слишком темным или, наоборот, переэкспонированным, мыльным или шумным, никакими средствами это уже не исправить. Raw же «прощает» неверно заданные и позволяет сделать первичную обработку при помощи гораздо более совершенных программ. Именно поэтому вес Raw-файла несоизмеримо выше, чем аналогичного кадра Jpeg.

Содержимое Raw-файла

1. Метаданные: условия съемки, установленные параметры обработки, идентификационные камеры;
2. Превью, чаще всего в формате Jpeg;
3. Данные с матрицы.

Весит такой файл от 15 мегабайт. В зависимости от модели Raw может иметь следующее расширение: .nef, .cr2, .arw.

Возможности Raw

1. Исправление баланса белого;
2. Исправление экспозиции;
3. Коррекция дисторсии;
4. Удаление эффекта хроматической аберрации;
5. Насыщенность, резкость и контраст.

Однако надеяться на то, что постобработка улучшит все, нельзя. Кадр должен быть четким изначально, потому что никакую шевеленку или расфокусировку программой не исправить.

Программы, работающие с Raw-форматом

Каждый производитель зеркальных фотоаппаратов выпускает собственное программное обеспечение, которое позволяет преобразовать Raw в Jpeg или сохранить его в другом формате, например, Psd для последующей обработки в программе Adobe Photoshop. С самим файлом Jpeg ни один уважающий себя профессионал работать не будет, поскольку качество фото раз от разу будет только ухудшаться.

Многие начинающие фотографы предпочитают пользоваться бесплатными утилитами, идущими в комплекте с самим фотоаппаратом. У Canon c Raw работает Canon Utilities RAW Image Converter, у Nikon - Nikon Imaging и Capture NX, у Sony - Sony RAW Driver.

Что же касается универсального программного обеспечения, самым популярным является Adobe Photoshop Lightroom, он позволяет не только скорректировать само изображение, но и подготовить его к публикации на фотохостинге для продажи, внеся в него все необходимые метаданные. Тем, кто предпочитает сразу работать в «Фотошопе», необходимо установить плагин Adobe Camera RAW, который «переводит» этот формат на понятный редактору язык. Однако у «Лайтрума» и «Фотошопа» есть единственный, но очень существенный недостаток - их стоимость.

Что такое RAW?

RAW - это то, как увидел снимаемую сцену ваш фотоаппарат.

Это сырой слепок снятой сцены с матрицы фотоаппарата без какой-либо обработки внутри камеры.

Вы видите снимок таким, каким видит его матрица камеры:

  • Менее контрастным
  • Менее насыщенным
  • С большим динамическим диапазоном

Каждый производитель использует свое расширение для файлов для RAW формата. У Canon это cr2, у Nikon - nef, а у Pentax - dng.

Но всё это RAW.

Для чего нужна съемка в raw

Она позволяет исправить ошибки съемки при конвертации, не нанося большого ущерба техническому качеству фотографии.

Вы можете легко подправить экспозицию или баланс белого, не добавляя шумов и артефактов сжатия. Исправить искажения объектива или наложить виньетку.

Формат RAW содержит большой массив данных, что позволяет программам вносить серьезные изменения, не ухудшая исходного качества кадра.

Как будто вы просто пересняли кадр с другими параметрами съемки.

Съемка в RAW не отменяет правильную композицию, экспозицию и умение все это делать.

Не считайте, что можно вытянуть любой кадр из RAW и исправить любые огрехи съемки. Хороший кадр с убитой экспозицией вытянуть сложно.

Зачастую и невозможно, если говорить о технически качественной фотографии.

Нужно ли снимать только в RAW формате

Не нужно впадать в крайность.

Если глубокое редактирование снимка не планируется, то съемка в RAW избыточна.

Формата JPG хватает для обычной фотосъемки в домашний альбом или для социальных сетей при умении экспонировать снимок и строить кадр.

Вы правильно экспонируете кадр, фотоаппарат добавляет насыщенности и резкости при конвертации RAW в JPG внутри себя.

На выходе вы получаете вполне пригодный снимок для домашнего альбома или печати в формате jpg.

При съемке в критичных условиях для фотоаппарата, формат RAW предоставит больше возможностей при исправлении проваленных теней, пересветов, баланса белого и контраста.

Он обеспечивает большее качество итоговой фотографии при глубоком редактировании и ретуши снимков.

Стоит ли фотографировать в RAW?

Да, но нужно понимать его плюсы и минусы в конкретных условиях съемки.

Профессиональная же коммерческая ретушь и обработка немыслима без raw формата.

Почему RAW серый и блеклый


Файл RAW это слепок с матрицы фотоаппарата, который не подвергся никакой обработке внутри камеры.

На экране фотоаппарата вы видите JPG версию снятого RAW файла. Фотоаппарат же сохранит снимок на флешку в том формате, который указан в настройках камеры.

Поэтому многие начинающие теряются, увидев серенькие бледные фотографии вместо тех сочных снимков, что показывал фотоаппарат на своем дисплее.

И для возврата былой сочности RAW нужно сконвертировать в JPG, TIFF или передать для глубокой обработки в фотошоп.

Предвосхищая вопрос.

Ручная конвертация RAW на голову превосходит ту, что делает камера автоматически. Но для этого нужно уметь использовать программы RAW конвертации.

Конвертация RAW формата


Рав это формат сырого изображения, и для дальнейшей работы его переводят в более удобные форматы jpeg или tiff, применяя программы - конвертеры.

На фотографии вы видите переведенный на скорую руку raw файл с наложенной имитацией пленки. При обработке RAW был исправлен баланс белого, осветлены тени и добавлена резкость.

Фотоаппарат с подобный качеством конвертировать не умеет.

Чем открыть RAW для конвертации?

Программ конвертации множество, но наиболее известны в среде профессионалов:

  • Adobe Camera RAW (ACR)
  • Adobe Lightroom
  • Capture One

Модуль Camera RAW встроен в фотошоп, и автоматически запускается при попытке открыть RAW через фотошоп.

Также модуль ACR можно использовать как фильтр, накладываемый на слой с изображением при работе в фотошопе.

В этом сила, брат.

Lightroom это рабочая лошадка коммерческих фотографов, снимающих на потоке.

Легкость обработки кучи фотографий одним пакетом и одним пресетом выводят ее на первый план при потоковой съемке.

Свадебщики и любители пресетов за репост обожают лайтрум.

Capture One позволяет легко получать маски по цветовому диапазону, включая маску кожи.

Это существенно облегчает обработку и ретушь, но фанатов у программы сравнительно немного.

Вы легко найдете сотни часов обучающего видео по любой программе на Ютубе.

Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Передвигая слайдеры тонового диапазона или настройки цвета, добейтесь соответствия изображения вашему замыслу, пониманию прекрасного или галлюцинациям.

Техническое описание процесса конвертации вы можете узнать на отличном ресурсе Cambridge In Color.

Когда нужно снимать и обрабатывать в формате RAW

Когда вам нужен качественный результат, а не скорость отдачи отснятого материала.

Если вы желаете снимать портреты, работать с предметкой или осваивать съемку интерьеров, то формат RAW обязателен.

Пытаясь обработать или отретушировать в фотошопе или лайтруме внутрикамерный jpg, вы будете работать с файлом, который уже претерпел программное сжатие и обработку внутри камеры.

Сжатие приводит к уменьшению плотности пикселей на снимке, уменьшению видимого количества цветов и их вариативности, и, возможно, артефактам сжатия или пикселизации изображения при сильном изменении кадра.

Ручная конвертация в лайтруме или Camera RAW позволяет отнестись к снимкам бережнее, что приводит к отсутствию вышеуказанных проблем.

Вы используете изначально больший динамический диапазон, что позволяет избежать проявления дефектов при редактировании снимка.

Иначе говоря, программную мощь лайтрума или фотошопа в фотоаппарат не затолкать.

Внутри фотоаппарата работают более примитивные алгоритмы конвертации, настроенные на некий усредненный результат, который устроит гипотетическую домохозяйку.

К слову сказать, некоторые профессиональные фотоаппараты не умеют снимать в jpg в принципе.

Угадайте почему?

Про то, что при ручной конвертации можно нарисовать маленький шедевр прямо в лайтруме или ACR, я говорить не буду.

Пример в видео.

Что выбрать

В интернете популярны споры о том, что лучше raw или jpg. Их нельзя сравнивать, поскольку это разные инструменты, служащие разным целям.

Если вы не знаете, какой формат съемки использовать, то выставите в настройках съемку в формате raw+jpg.

Снимая, вы получите два варианта одного кадра.

Многие отвергают этот способ, поскольку занимается большой объем карты памяти и запись кадра происходит несколько медленнее.

Однако карта памяти большого объема и высокого класса позволяет избежать этих проблем.

Карта 64 Gb 10 класса спасет любого начинающего фотографа при любом формате съемки.

Подробнее про плюсы и минусы каждого формата вы можете прочитать в статье: "

Часто при фотосъемке новички и фотографы-любители настраивают в формате JPEG. Во многих профессиональных фотоаппаратах существует еще один формат съемки — RAW — который позволяет улучшить качество получаемых снимков. Преимущества формата фото RAW сделали его популярным и часто применяемым среди фотографов. Этот формат съемки позволяет выжать максимум возможностей из самой фототехники, отложив совершенствование и форматирование кадров на потом.

Что такое RAW и его отличия от JPEG

Прежде чем настраивать камеру, следует разобраться, что такое RAW формат. В дословном переводе RAW означает «сырой», что полностью соответствует сути. Кадры, полученные в RAW, представляют собой незавершенный полуфабрикат, который предстоит обработать вручную.

Процесс фотографирования в формате JPEG включает в себя несколько стадий:

  • Прием сигнала матрицей камеры.
  • Перевод его в цифровую форму.
  • Интерполяция цвета.
  • Коррекция цветопередачи.
  • Автоматическое сжатие.

Файл в формате JPEG подвергается автоматической обработке по умолчанию. Сюда входят настройки баланса белого, яркости и насыщенности, коррекция шумов и степень сжатости файла. Все эти автокоррекции происходят в камере в соответствии с встроенными настройками и предоставляют уже измененный и сжатый в размерах файл.

Формат RAW исключает все этапы обработки и улучшения. Файл записывается на карту памяти после второго этапа — оцифровки изображения. Таким образом никаких дополнительных процессов с изображением внутри камеры не происходит, чем RAW и отличается от JPEG. Такой снимок является исходным сырьем, изменить которое можно в процессе самостоятельной работе над ним в программах обработки.

Фото RAW будут наиболее достоверными и неискаженными. Преимущества RAW в том, что кадры несут в себе больше информации, которая впоследствии распознается RAW-конвертерами.

Справка: Сжатие фото в формате JPEG с пометкой «высокое качество», означает лишь то, что потери при уменьшении размеров будут минимальными. Тем не менее общее качество изображения заметно падает по сравнению с исходным файлом.Если же выбрать сжатие необходимо, лучше остановиться на наивысшем возможном разрешении фотографии.

Плюсы и минусы формата RAW

Сырые RAW изображения будут наилучшим решением, если необходимо получить максимально качественные кадры. С помощью исходных данных и последующей обработки можно создать уникальные кадры с хорошими характеристиками. Но такой формат обладает и своими недостатками.

В чем преимущества RAW:

  • Кадры формата нуждаются в конвертации, т.е. потребуют программу-конвертер для просмотра и обработки;
  • Несовпадение форматов фоторедактора и производителя, так как в основном у каждого производителя фототехники существует свой формат для RAW изображения.
  • Большой размер файла, что заполняет память карты намного быстрее. Из-за этого потребуется больший объем памяти, а техника может замедлить внутренние рабочие процессы;
  • Фотографиям потребуется обработка, а значит нужны будут умения работы в редакторе и специальные программы.

Тем не менее работа с такими файлами поможет получить наиболее оригинальный результат и создать качественный снимок. Обработав фотографии в редакторе, можно добиться изменения композиции, цветобаланса, усилить резкость и подавить шумы изображения, и баланс белого. Исправить исходные данные баланса, яркости и экспозиции можно и в снимке формата JPEG, но вид у таких фотографий часто бывает неестественный, а фон может отдавать желтизной.

Главное преимущество формата RAW — это незавершенность его продуктов и возможность преобразовывать снимки в необходимый вид. Записанные на матрицу фото будут обладать максимальным объемом данных и исходными параметрами.

Понятие цветового пространства

Цветовое пространство представляет собой диапазон цветов, палитру, описанную с помощью цветовых координат. Человеческое зрение может улавливать оттенки, различая их между собой. Электронные устройства же обладают меньшими возможностями, часто искажая цвета или передавая их по-разному.

В процессе съемки фотографу необходимо ориентироваться на цветовое пространство, предлагаемое возможностями техники. Цветовое пространство ограничивает рамки палитры стандартных цветов, соответствуя цветовому охвату камеры. Применение пространств позволяет не выходить за рамки или же легко исправить погрешности цвета в диапазоне.

Наиболее распространенными пространствами в работе с цифровым фото являются три:

  • sRGB.
  • Adobe RGB.
  • ProPhoto RGB.

sRGB при этом является универсальным пространством и используется чаще всего. Оно является стандартным и поддерживается всеми видами рабочих мониторов. Палитры sRGB достаточно для качественной съемки, включая обработку и печать снимков. Этот же режим часто включен в по умолчанию.

Какое цветовое пространство выбрать в настройках, имеет значение лишь при автоматической съемке. При снимках фото в формате RAW цветовое пространство не имеет большое значение, так как «сырой» файл содержит лишь данные с , в которые пока не входит такое понятие. Форматирование кадров происходит в соответствии с цветовым пространством фотоматрицы, которое является неопределенным и условным. При последующей конвертации эти данные будут сжаты и приспособлены к заданной палитре цветов.

Благодаря этому все неточности и выходы за рамки палитры будут автоматически приближены к распознаваемым цветам пространства. Таким образом файлы можно конвертировать в различные форматы (JPG, sRGB, Adobe RGB, TIFF) в зависимости от степени и глубины последующей обработки.

Глубина цвета

При работе с настройками цветопередачи, необходимо помнить о том, что такое глубина цвета. В основе дигитальных устройств лежит двоичная система исчисления. Одна из цифр этой системы называется «бит». Глубина цвета фотоснимка напрямую определяется количеством битов в нем. Стандартные файлы JPEG имеют по 8 битов, что соответствует уровню яркости, исчисляемому по схеме 2 в восьмой степени — 256 уровней. Важно,что это — цвета и их оттенки в промежутке между абсолютно черным и абсолютно белым цветами. Пиксели воспринимают и регистрируют полученные цвета, используя полученную цифровую информацию.

Файл RAW обладает 12-битными или даже 14-битными настройками. Это позволяет получить число распознаваемых цветов, превышающее результат при съемке в JPEG в 4-5 раз. Градиент цвета в таком файле получится более плавным, обеспечивая мягкую градацию цвета. Таким образом файлы RAW присваивают каждому из пикселей больше бит, а значит, обеспечивают попадание большего количества тонов на каждый из каналов. Это не добавляет дополнительные цвета, но каждый из них будет передан и сохранен более тонко, а глубина цвета повысится.


По этой причине RAW изображения обладают большей глубиной цвета. Полученный файл записывается на матрицу полностью, в отличие от JPEG, который считывает на процессор сжатый 8-битный файл вместо 12 или 14-битного, безвозвратно удалив остальные данные в момент внутренней обработки камеры.

Совет! Даже 2 бита способны придать цвету повышенную глубину и четкость. Между возможной глубиной цвета следует выбирать наибольшую, например, в 14 или 15 битов.

Как включить RAW в фотоаппарате

Чтобы включить запись в RAW, нужно настроить соответствующие функции камеры.

Для этого надо:

  • Зайти в раздел «Меню», найти строку «Качество изображения» и нажать «Выбор/ОК».
  • В списке находятся несколько опций: RAW, Fine+Raw, Normal+RAW. Для съемки только в указанном формате следует выбрать RAW.
  • Если копии кадров нужно сохранить и в формате JPEG, выбрать надо одну из двух других настроек. Чтобы сохранить качество, при сжатии рекомендуется настроить режим Fine, а для сохранения места на карте памяти камеры — Normal (эти снимки будут сжаты больше и соответственно, уменьшены в размерах с потерей качества).

Чтобы обеспечить быстрый доступ к переключению режимов, можно нужные форматы для кнопки быстрого доступа. С ее помощью можно устанавливать другой режим на отдельные снимки. Например, при съемке в JPEG возможно временно включить опцию JPEG+RAW, а при съемке в RAW — переключиться на режим Fine или Normal.


Внимание! Если при съемке настроена повышенная чувствительность ISO, расширенные форматы Fine/Normal для RAW будут недоступны.

Как фотографировать в RAW

Съемка в RAW позволяет пользователю делать снимки, не тратя много времени на стандартные настройки кадра.

Преимущества формата в том, что он не предоставляет абсолютно никакой стандартизированной обработки, а значит фотографу не нужно излишне заботиться о:

  • Балансе белого;
  • Контрастности;
  • Яркости;
  • Насыщенности.

Большое количество информации, которую несут в себе RAW изображения, позволяет отрегулировать все эти параметры на получившихся фотографиях уже после по своему усмотрению без потери качества изображения. При этом такая коррекция возможна лишь для кадров, выполненных в этом режиме, чем RAW отличается от остальных форматов. Для кадров в формате JPEG эти функции либо недоступны, либо не создадут положительного эффекта.

Несмотря на кажущуюся простоту съемки в режиме «сырых» кадров и преимущества RAW, фотографу нужно иметь четкое представление о целях того или иного снимка. Поскольку все изображения будут обрабатываться на мониторе компьютера, нужно понимать, что за цель обработки стоит перед пользователем, и какой вид должен приобрести конечный продукт.

Совет! Не стоит полагаться на хорошее дневное освещение и устанавливать меньшую глубину цвета или полностью автоматический баланс и яркость. Хоть полноценные файлы и содержат много избыточных данных и занимают много места в памяти, их глубина откроет новые возможности для обработки в программе. Если опыта в работе с режимом RAW еще не хватает, лучше настроить фотосъемку в формате Fine+Raw, чтобы сохранить полученные фото и в автоматическом режиме. При обработке оба кадра можно сравнить и наглядно увидеть разницу отдельных снимков в форматах и обработанного вручную RAW, и автоматически подогнанного JPEG.

Чем открыть RAW

К сожалению, не все программы позволяют открыть файлы RAW на компьютере. Для их конвертации не достаточно обычного редактора. Чтобы открыть файлы, понадобятся специальные конвертеры, которые могут идти в качестве диска-приложения к камере. Для обработки RAW можно использовать и знакомую фотографам программу Photoshop, установив к ней расширение группы Adobe — Adobe Camera RAW.

Удобно использовать в качестве конвертера бесплатные софт-программы:

Подобные приложения обладают неплохим функционалом, позволяющим как открыть фото RAW, так и работать с ними в указанном формате. Мощный пакет для просмотра и обработки RAW-файлов представляет программа ACDSEE. Она является платной, но помимо качественных и многообразных инструментов содержит большой объем места на хранилище облака для сохранения и упорядочивания фотографий.

Работа с RAW в системе Windows

Для работы с файлами можно использовать как программы разработанные софтом Adobe (Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, Adobe Photoshop Elements, Adobe DNG Converter, Adobe Photoshop Camera Raw, Adobe Creative Suite), так и другие редакторы:

  • Movami Photo Editor;
  • XnView;
  • Picasa;
  • IrfanView;
  • FastStone Image Viewer;
  • Blender;
  • GIMP;
  • Ability Photopaint;
  • Microsoft Windows Photos;
  • RawTherapee;
  • Google Picasa;
  • ACD Systems Canvas;
  • PhotoOnWeb;
  • ACD Systems ACDSee;
  • Corel PaintShop Pro;
  • Zoner Photo Studio;
  • ACDSee;
  • ACDSee Photo Manager;
  • QEMU.

Работа с RAW в Mac

Для открытия файлов RAW в системе MAC подойдут:

  • Apple Preview;
  • Adobe Photoshop Elements 14;
  • Google Picasa;
  • GIMP;
  • MacPhun ColorStrokes;
  • Blender for Mac;
  • Adobe Photoshop for Mac.

Открыть RAW в Linux

Linuх предоставляет несколько программ для обработки RAW-файлов:

  • RawTherapee;
  • digiKam;
  • UFRaw;
  • GIMP;
  • Blender for Linux;
  • Darktable.

Справка! Файлы RAW не имеют единого расширения. Каждая марка фотокамеры устанавливает свое расширение файлов RAW. По этой причине более удобно будет использование конвертера, а не просто программы редактирования. Кoнвертер RAW откроет любое расширение файлов RAW.

Заключение

Кадры, снятые в формате RAW, являются исходным материалом для обработки. Они сохраняются в полном виде со всей записанной информацией, обработать которую можно в подходящий программах по RAW-конвертации. Преимущества RAW пригодятся для профессиональных фотографов, а также продвинутых пользователей фотокамеры, которые знакомы с настройками камеры и возможностями обработки фотографий.

Новичкам в фотографии необходимо вначале разобраться с базовыми понятиями настроек, функций камеры и инструментов в программах для обработки фото. Поняв, что такое RAW в фотоаппарате, справиться с получением качественных кадров сможет даже начинающий любитель.

Про RAW-формат и RAW-конверторы

Сначала скажу пару слов о RAW, потом о конверторах, затем сравню результаты их работы. Материал носит обзорно-ознакомительный характер и предназначен для расширения кругозора; задачи досконально разобраться в особенностях работы каждой программы передо мной не стоит. Интересно должно быь как начинающим, так и продолжающим.

Цифровая фотография устроена таким образом, что результат съёмки наполовину, а может и в большей степени, зависит от компьютерной обработки кадра. И первой программой в стандартном процессе обработки фотографий с зеркальной камеры (или продвинутого компакта) обычно является RAW-конвертор. Я расскажу о том, что это такое, зачем надо и какие RAW-конверторы существуют.

Формат RAW
Необходимо понимать: нет такого понятия как "RAW-формат". Это общее название файлов с изображениями, которые не обработаны процессором камеры. Каждый производитель придумал свой формат "сырых" картинок. Это NEF для Nikon, PEF для Pentax, CR2 или CRW для Canon. Особенно важно то, что все эти форматы являются закрытыми, т.е. то, как правильно считывать данные из файлов, известно только производителю камеры. Единственный стандартизированный формат RAW - формат DNG, который был разработан и активно пропихивается на рынок компанией Adobe. Последняя камер не выпускает, но свой кусок пирога откусить хочет. Формат DNG поддерживается некоторыми цифровыми камерами, например, Petnax, Samsung или Leica.


Итак, RAW-файл содержит записанный определенным образом необработанный сигнал с матрицы фотокамеры. Также raw-файлы содержат мета-данные, условия съёмки, некоторые параметры обработки. Особенно ценен такой файл тем, что в нем хранятся все данные, полученные с матрицы камеры, а не то, что осталось после конвертирования. Что и дает несравнимо бОльшую по сравнению с форматом TIFF свободу в обработке фотографии (про JPEG вообще молчу - он подразумевает сжатие с потерями) Конечно, raw-файлы занимают в 3-8 раз больше места по сравнению с JPEG; что ж, одновременно качествено и легковесно не бывает.

Отсутствие стандартизации формата raw-файлов легко объяснимо: каждому производителю фото-камер выгодно выпускать программу конвертирования под свой RAW-формат. Например, для Nikon (NEF) это приложение Capture NX 2, для Canon RAW - программа Canon RAW Image Converter. Именно "родная" программа наиболее корректно отображает цвета на фотографии, хорошо подавляет шумы и т.д. в силу того, что "знает", как правильно считать файл. Но это в теории. На практике же стандартные приложения от производителя обладают рядом недостатков (например, Capture NX 2 отличается крайней неторопливостью работы вне зависимости от конфигурации ПК), что побуждает фотографа искать альтернативные способы конвертирования фотографий.

И еще немного о RAW-файлах
В многих камерах реализована возможность выбора битности RAW-файла - 12 или 14 бит. Чем больше бит тратится на описание изображения - тем больше данных будет записано в RAW-файл, и, как следствие, больше деталей и цветов будет содержать картинка. Также понизится шум. Более подробно со сравнением 12 и 14-битных картинок можно ознакомиться в этой статье .

Некоторые камеры, в основном компакты, по умолчанию не поддерживают съёмку в RAW. Тем не менее для ряда камер есть возможность обойти это ограничение. Например, использование альтернативной прошивки камеры под названием CHDK (Canon Hack Development Kit) позволяет включить поддержку RAW для огромного количества "мыльниц" Canon. Ознакомиться со списком поддерживаемых камер и скачать прошивку можно по этому адресу. Помимо поддержки RAW данная прошивка дает доступ ко множеству других скрытых настроек, позволяет использовать фотоаппарат в качестве web-камеры и т.д. Аналогичный фокус можно проделать и с некоторыми компактами Casio.

RAW-файл несет в себе много служебной информации, например, дату съёмки, фокусное расстояние оптики, модель камеры. И если некоторые данные умеет отображать любой просмотрщик, то часть параметров (например, "пробег" камеры - количество срабатываний затвора) показывается далеко не в каждой программе. Для того, чтобы увидеть полное содержимое мета-данных, хранящихся в RAW-файле, я рекомендую использовать бесплатную утилиту PhotoMe . Попробуйте, узнаете много нового.

Чем удобнее всего просматривать RAW-файлы на компьютере? Наиболее распространенным приложением является ACDSee Pro, главный недостатк которого - крайняя громоздкость и медлительность. Близок день, когда на шуточный вопрос "Кто первым сделает свою операционную систему, ACDSee или Nero?" будет дан конкретный ответ. Я же рекомендую пользоваться просмотрщиком FastStone Image Viewer , который при полной бесплатности, весе в 4.53 МБ и поддержке русского языка умеет читать форматы RAW-файлов всех камер, а работает не в пример быстрее ACDSee.

RAW-конвертор
RAW-конвертор - программа, позволяющая получить из сырого RAW-файла готовую картинку в одном из распространенных графических форматов, и пригодную для последующего редактирования в графическом редакторе. Условно можно сравнить этот процесс с проявкой по аналогии с пленочной фотографией. Любой RAW-конвертор имеет свои собственные (отличные от других, что важно) алгоритмы построения изображения, хранящегося в RAW, поэтому конечная картинка в разных конверторах будет выглядеть по-разному. Также любой конвертор имеет базовые функции работы с экспозицией, возможность тонкой подстройки цветов, коррекции геометрии и дефектов изображения. Некоторые конверторы умеют каталогизировать изображения, создавать их резервные копии и даже загружать их на фото-хостинги, например, flickr. Такие программы, как говорят, реализуют "полный цикл обработки", т.е. при помощи одной такой программы можно проделать все мыслимые операции с фотографией, вплоть до нанесения ватермарка и размещения в Интернет.Все конверторы поддерживают открытие формата DNG, а также сохранение в форматы TIFF, JPEG и PNG. В остальном списки поддерживаемых форматов разнятся. Различают также деструктивное и недеструктивное редактирование. В первом случае результаты работы изменяется редактируемый файл. Во втором случае программа сохраняет настройки в отдельном файле, что дает возможность отметить любую коррекцию, а также создать несколько вариантов обработки. Недеструктивное редактирование применяется всеми без исключения современными raw-конверторами.

О железе
Пару слов о конфигурации компьютера, необходимой для комфортной работы с конверторами. Основной совет простой: чем мощнее - тем лучше. RAW-файлы сами по себе весят обычно около 20-30 МБ. Таким образом, для хранения 100 фотографий в RAW понадобится около 2-3 ГБ дискового пространства. Сам по себе процесс конвертирования сильно зависит от алгоритмов конвертора, но обычно всё-таки загружает процессор полностью. Тенденция такова, что все больше и больше программ "затачиваются" под многоядерные и 64-битные процессоры. Например, Adobe Lightroom начиная с версии 2.6 умеет полноценно использовать 4 процессорных ядра. Что касается оперативной памяти, то её должно быть минимум 1.5 ГБ (при работе с Windows 7). А лучше 6 ГБ и Windows 7 x64.

"Объясните мне наглядно, зачем снимать в RAW".

Вот картинка.

Это неправленный JPEG, полученный конвертированием из RAW без каких-либо настроек. Фактически - внутрикамерный JPEG. Подкрутим этот же RAW в DxO, получим следующее:

А теперь применим те же настройки, но к внутрикамерному JPEGу. И сравним:

Понимаете? Слева получается так, как если бы за исходник мы взяли JPEG с камеры. Справа - если бы обрабатывали RAW.

Итак, переходим непосредственно к RAW-конверторам .

В обзор попали следующие программы:
- Adobe Camera RAW (Adobe Lightroom 3 Beta, Adobe Photoshop CS 4)
- ACDSee Pro Photo Manager 3
- Bibble 5 Pro
- DxO Optics Pro 6
- Nikon Capture NX 2
- CaptureOne 5 Pro

Все эти конверторы предназначены для работы под Windows XP/Vista/7.

В обзор не вошли:
- Corel Photo Paint X3. Тоже умеет конвертировать raw-файлы, но лучше бы не умел.
- Конверторы, работающие только под Linux, Mac OS и пр.
- SilkyPix Developer Studio Pro 4.0. По неизвестной причине отказался запускать на моей системе.
- Ufraw и RawTherapee (dcraw), потому что извращение.

Adobe Camera Raw (Lightroom 3 Beta, Photoshop CS 4)
Сайт программы: www.adobe.com
Стоимость Adobe Lightoom 2.6: около 11000 руб.
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF, PSD, DNG, оригинальный.

Adobe Camera Raw (далее ACR) является не отдельной программой, а плагином для Adobe Photoshop, а также основой Lightroom. Причем в Photoshop CS 4 на данный момент используется ACR версии 5.6, а в последней Lightroom Beta 3 используется ACR версии 6.0. ACR выдает картинки отличного качества и имеет массу настроек. Пожалуй, Adobe Lightroom является вообще самым известных и используемым конвертором RAW. Программа умеет устранять хроматические аберрации , виньетирование и другие дефекты изображения (в ручном режиме). Реализована и возможность шумоподавления (частично отключена в версии ACR 6). Помимо всего прочего Lightroom обладает богатыми возможностями каталогизации, сортировки фотографий, генерации веб-превью, а также поддерживает множество цветовых профилей камер для корректного отображения цветов. Сильными сторонами конвертора является скорость работы, высокое качество изображения, интеграция с flickr.com, а также возможность сохранения совокупностей настроек в т.н. "пресеты". Это означает, что для однотипной обработки серии фотографий нужно обработать один кадр, сохранить настройки и затем применить их ко всем остальным кадрам серии. Программа обладает простым и логичным пользовательским интерфейсом и прекрасно подходит для быстрой обработки больших объёмов фотографий. Поддерживаются плагины от сторонних производителей.

Полезные ссылки:
- толковая 2-часовая лекция по Lightroom ;
- 436 пресетов для Lightroom;
- ЖЖ-сообщество , посвященное Lightroom, где можно задать любой интересующий вас вопрос.

А еще попробуйте зажать Ctrl+Alt+Shift и щелкнуть по меню "Help" -> "About Adobe Photoshop Lightroom" =)

Bibble 5 Pro
Сайт программы: www.bibblelabs.com
Стоимость: $200
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, сохранение в JPEG и TIFF.

Самый старый из RAW-конверторов, Bibble появился аж в 2000 году. Всё в нем устроено просто ясно и понятно. Слева - дерево папок, посередине - обрабатываемая картинка, справа - панель настроек, коих, прямо скажем, ой как немного. В наличии только самые базовые корректировки экспозиции, цвета, баланса белого. Есть возможность повернуть изображение на произвольный угол, есть возможность создавать пресеты настроек. Из интересного - модуль (идет в стандартной комплектации) эмуляции пленочной картинки. В общем - бедненько. не всегда есть возможность отслеживать изменения картинки по гистограмме. Зато работает всё просто с реактивной скоростью. Файлы загружаются быстро, конвертируются за 2-3 секунды. Интерфейс минималистичный и понятный. Возможно Bibble станет для вас той самой программой, с которой вы начнете общение с RAW-форматом.

DxO Optics Pro 6
Сайт программы: www.dxo.com
Стоимость: $149/$299 Pro Edition/Elite Edition
Поддерживаемые форматы: открытие файлов любых raw и растровых форматов, охранение в JPEG, TIFF и DNG.

Не особенно известная у нас программа, предоставляющая крайне интересные возможности. Прежде всего, наличествуют простые инструменты исправления геометрических искажений кадра, "завалов" объектов по краям картинки, возникающих вследствие съемки широкоугольным объективом. Также программа умеет полностью автоматически исправлять дисторсию в зависимости от камеры и оптики, которой сделан кадр; данные берутся из EXIF"а. В начале работы с картинкой программа считывает мета-данные, лезет в Интернет и загружает необходимый корректирующий модуль. И - вуаля, исчезает "подушка", виньетирование и хроматика. Также отличительным свойством является прекрасный, гибко настраиваемый модуль шумоподавления, наверное, лучший из всех упомянутых здесь программ. Вообще, все настройки в DxO Optics имеют положение Auto, что поможет вам существенно сэкономить время работы с фотографиями. Картинка на выходе получается яркая и контрастная. рабочий процесс так же реализован ясно и просто: выбор фотографий (добавление их в виртуальный проект), корректировка, конвертирование и просмотр. Из минусов - куций функционал местного корректирования цвета, а также низкая скорость непосредственно конвертации. На 4-ядерном процессоре AMD Phenom 9950 2.6 Ггц и 4 ГБ ОЗУ на одну фотографию уходит около 40-50 секунд в зависимости от количества примененных настроек.

Phase One Capture One 5
Сайт программы: www.phaseone.com
Стоимость: $129/$299 CaptureOne 5/5 Pro
Поддерживаемые форматы: открытие всех RAW-форматов, сохранение в любой растровый формат.

Изначально программа предназначалась для работы с цифровыми задниками компании Phase One, потом стала поддерживать и наиболее распространенные raw-форматы. Главная прелесть - в огромном количестве настроек, например, High Dynamic Range (толку, правда, он него мало), Color Editor на основе цветового круга, отдельный инструмент для коррекции цвета кожи и т.д.. В плане настроек цвета это самая богатая программа. Еще отмечу отличную реализацию механизма повышения рекости, по действию схожую со Smart Sharpen(Remove Lens Blur). Однако, автоматических режимов у инструментов нет, а катринка на выходе получается не самая лучшая, на мой вкус. Если хотите получить хороший результат, картинку придется долго и кропотливо настраивать руками.

Ну и вот теперь сравнение картинок. Настраивалось всё так:
- выставляем в каждом конверторе шумоподавление на Auto. Где нету Auto - руками подбираем оптимальный вариант;
- где можно, выбираем настройки профиля Neutral;
- исправление дисторсии, виньетирования, хроматики - обратно Auto;
- остальное не трогаем.

Понятно, что все это не претендует на строгое сравнение. Но общее представление получить можно. Желающие могут скачать полноразмеры (JPEG, q=100%).


JPEG, 45 МБ


JPEG, 43 МБ


- ACDSee - когда кадр сделан на низком ISO, без аберраций, и будет дорабатываьбся в фотошопе.
- CaptureNX - если у вас Nikon + кадр требуется как-то хитро подтягивать.
- Capture One - слоожный. Кажется, он мне не нравится только потому, что я не умею им пользоваться =)
- DxO. Абсолютный победитель. Для парней с мощным железом.