Типы данных в perl. Функции для обработки списков. Генерация динамических выражений с помощью функции eval

Данная статья написана для людей, которым в силу непреодолимых обстоятельств приспичило срочно изучить Перл. Для меня таким обстоятельством стало то, что мой компьютер стал WEB-сервером, а я, соответственно, WEB-мастером. Учиться принято на чужих ошибках и опыте, поэтому предлагаю Вашему вниманию свой опыт изучения Перла.

Сразу нужно пояснить, для кого это все написано. Если Ваш сервер работает на платформе UNIX, то это я должен читать Вашу статью. У меня же установлен Windows NT workstation 4.0 (RUS) плюс Service Pack 3. Когда пришло время сделать из компьютера WEB-сервер, я было кинулся ко встроенным Службам узла WEB, но быстро понял, что это мне не нравится (почему?). И тут один добрый человек посоветовал поставить Xitami WEB Server от iMatix Corporation (), который и стоит по сей день.

Что касается самого Перла, то здесь несколько сложнее. Покопавшись по различным Перловым серверам (www.perl.org , www.perl.com) я узнал, что версий Перла настолько много, что выбрать что-нибудь конкретное довольно сложно. При этом каких-нибудь вразумительных рекомендаций по поводу выбора той или иной версии нигде нет. Перепробовав почти все версии для Windows, я остановил свой выбор на Active Perl ().

Человеку, избалованному всякими Виндовозами и Дельфями, писать программы на Перл довольно непривычно, поэтому настоятельно рекомендую сразу установить Perl Builder. Взять его можно на www.solutionsoft.com. Там лежала тридцатидневная Демо версия.

Ну, думаю, пора переходить непосредственно к делу. В общем случае, скрипт на Перл, как и любая другая программа, работает так:

  1. получает данные
  2. обрабатывает данные
  3. выдает результаты

Передать данные скрипту можно двумя методами - GET и POST. Разница между ними в том, что при использовании GET данные постоянно болтаются в строке адреса браузера, напимер:

Httр://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/price.pl?Category=POWER&Description=varta

В этом случае скрипт B_price.pl берет данные в переменной окружения QUERY-STRING.

$data=$ENV{"QUERY_STRING"};

При использовании метода POST данные передаются на стандартный вход скрипта. Длинна блока данных берется в переменной CONTENT_LENGTH:

Read(STDIN,$data,$ENV{"CONTENT_LENGTH"});

Теперь эти данные нужно перевести в удобоваримый вид, поскольку они закодированы.

Стандартным соглашением служит замена пробелов знаками плюс и затем кодировка оставшихся недопустимых символов с помощью ASCII-кодов в шестнадцатиричной форме, перед которыми ставится знак (%). Пример:

Http://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/B_price.pl\ ?Category=%C2%E8%E4%E5%EE&Description=%E0%E1%E2%E3

Это значит:

Http://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/B_price.pl?\ Category=Видео&Description=абвг

Декодировать строку запросов в первый раз лучше самому. На вопрос "а как?" есть множество ответов, переписывать которые нет смысла. Приведу лишь короткий пример:

Заменяем знаки (+) на пробелы

$query = ~ s/\+/ /g;

Потом заменяем все сочетания знака (%), после которого следуют шестнадцатиричные цифры, на соответствующий символ ASCII

$query =~ s/%({2})/pack("C", hex($1))/eg;

Я пользуюсь тем, что предлагает Perl Builder:

#! E:\perl5\bin\perl &GetFormInput; # вызов подпрограммы получения данных $Category = $field{"Category"}; # получаем данные из поля Category $Description = $field{"Description"}; # получаем данные из поля Description $Page = $field{"Page"}; # получаем данные из поля Page

В конце скрипта помещаем подпрограмму "прозрачного" чтения данных.

Sub GetFormInput { (*fval) = @_ if @_ ; local ($buf); if ($ENV{"REQUEST_METHOD"} eq "POST") { read(STDIN,$buf,$ENV{"CONTENT_LENGTH"}); } else { $buf=$ENV{"QUERY_STRING"}; } if ($buf eq "") {return 0;} else { @fval=split(/&/,$buf); foreach $i (0 .. $#fval){ ($name,$val)=split (/=/,$fval[$i],2); $val=~tr/+/ /; $val=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; $name=~tr/+/ /; $name=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; if (!defined($field{$name})) { $field{$name}=$val; } else { $field{$name} .= ",$val"; #if you want multi-selects to goto into an array change to: #$field{$name} .= "\0$val"; } } } return 1; }

Второй этап работы скрипта - обработка данных - полностью на Ваше усмотрение. Проверяйте полученные данные на правильность, пишите их в файл, делайте что хотите.

И, наконец, Вам нужно выдать какие-то результаты броузеру клиента, причем так, чтобы броузер правильно их отобразил. То есть, выдавать результаты нужно в HTML. Это делается просто: (тоже можно по-разному)

Print "Content-type: text/html", "/n/n"; #обязательная строка print "

В поле Category Вы ввели: ", $Category, "

Все это касается скриптов, получающих данные из формы на странице HTML. При этом страница с формой - отдельно, скрипт - отдельно. Можно сделать красивее и удобнее: объединить страницу и скрипт в единое целое. Для этого скрипт пишется по схеме:

  1. При первом запуске скрипт рисует HTML страницу с формой и ссылкой в тэге ACTION на самого себя. Первый запуск определяется по отсутствию входных данных.
  2. Если входные данные есть, то получаем их, обрабатываем и выдаем результаты.

#! E:\perl5\bin\perl if (($ENV{"QUERY_STRING"} eq "") or ($ENV{CONTENT_LENGTH}=0)) { # генерируем страницу с формой } else {# получаем данные, обрабатываем и выдаем результат}

Гостевая книга

Общий алгоритм работы гостевой книги таков:

1. Если посетитель хочет сделать запись в книгу, то
1.1 Получаем данные
1.2 Записываем их в файл или в базу данных
1.3 Говорим спасибо на HTML и предлагаем почитать другие записи
2. Если посетитель хочет почитать записи в книге, то
2.1 Читаем записи из файла или из базы данных
2.2 Выводим их красиво в HTML

Для удобства восприятия я оформил пункты 1 и 2 отдельными скриптами add_guestbook.pl и read_guestbook.pl соответственно. Сообщения гостевой книги хранятся в текстовом файле построчно, т.е. на каждую запись - строка. Так сделано для удобства чтения этого файла. Пример одной записи:

Sat Dec 5 13:31:20 1998&Наташа&студентка&Good&Для начала хорошо. Успехов на данном поприще Вам, Александр!&нету@пока&194.226.60.34

Вот описание полей рассматриваемой гостевой книги.

  • Name - имя, фамилия, отчество, кличка - на усмотрение посетителя
  • Work - профессия, род занятий
  • RadioButton - три кнопки: понравилось (Good), не понравилось (Bad), пофигу (Different)
  • Text - text box комментариев и примечаний
  • Email - обратный адрес

О днако наиболее широко применяемым языком для написания скриптов является Perl.

Э та глава посвящена языку Perl и его использованию. После того как вы научитесь программировать, используя Perl, вы сможете использовать его для написания скриптов, с помощью которых решаются разнообразные задачи программирования для Internet и Web.

О собый упор будет сделан на тех особенностях, которые используются при написании CGI-скриптов. Если вы никогда не программировали ранее на языке Perl, используйте эту главу как отправную точку в его освоении.

К онцепции, с которыми вы познакомитесь в этой главе, научат, как писать профессиональные скрипты на языке Perl.

В главе рассматриваются не только основы программирования на Perl, но также и несколько других аспектов. К моменту окончания чтения главы вы будете в состоянии усвоить следующие ключевые концепции: Perl является интерпретируемым языком программирования, специально ориентированным на обработку текста.

П рограммисты часто называют программы на языке Perl скриптами. Используя Perl,программисты создают CGI-формы.

P erl поддерживает операции с файлами и с базами данных. Это делает его хорошо приспособленным для хранения и извлечения информации в соответствии с потребностями пользователей Web.

P erl снабжается отладочной программой, с помощью которой вы тестируете код Perl

В этом разделе:

8 Язык программирования PERL
Эта статья введет вас в курс посвященный языку Perl, даст сравнительную характеристику Perl и C/C++, расскажет о богатстве Perl.

8 Использование PERL
Принципы использования Perl, или что можно сделать при помощи Perl.

8 Знакомство с языком PERL
Основные понятия языка Perl, первый пример.

8 Установка PERL
Легкий намек на то, как становить Perl.

8 Использование отладчика PERL
Основные принципы работы с отладчиком Perl; команды отладчика; примеры использования.

8 Типы данных в PERL
Глава посвященна типам данных и переходу от одного типа к другому

8 Переменные
Perl поддерживает три типа переменных: скаляры, массивы и ассоциативные массивы. О них и речь. ;-)

8 Операторы PERL
Обзор основных операторов Perl.

8 Конструкции языка PERL
Описание особенностей синтаксиса Perl. Основные операторы.

8 Подпрограммы
Синтаксис и семантика подпрограмм в Perl.

8 Обработка строк
Описание функций для обработки строковых переменных.

8 Обработка списков
Несколько функций, которые расширяют набор возможностей для работы со списками.

8 Работа с массивами
Perl содержит несколько встроенных функций, которые помогают работать с элементами массива.

8 CGI-скрипты при помощи PERL
В этой главе вы научитесь использовать Perl для создания скриптов CGI.

Данная статья написана для людей, которым в силу непреодолимых обстоятельств приспичило срочно изучить Перл. Для меня таким обстоятельством стало то, что мой компьютер стал WEB-сервером, а я, соответственно, WEB-мастером. Учиться принято на чужих ошибках и опыте, поэтому предлагаю Вашему вниманию свой опыт изучения Перла.

Сразу нужно пояснить, для кого это все написано. Если Ваш сервер работает на платформе UNIX, то это я должен читать Вашу статью. У меня же установлен Windows NT workstation 4.0 (RUS) плюс Service Pack 3. Когда пришло время сделать из компьютера WEB-сервер, я было кинулся ко встроенным Службам узла WEB, но быстро понял, что это мне не нравится (почему?). И тут один добрый человек посоветовал поставить Xitami WEB Server от iMatix Corporation (http://www.imatix.com/), который и стоит по сей день.

Что касается самого Перла, то здесь несколько сложнее. Покопавшись по различным Перловым серверам (www.perl.org , www.perl.com) я узнал, что версий Перла настолько много, что выбрать что-нибудь конкретное довольно сложно. При этом каких-нибудь вразумительных рекомендаций по поводу выбора той или иной версии нигде нет. Перепробовав почти все версии для Windows, я остановил свой выбор на Active Perl (http://www.activestate.com/).

Человеку, избалованному всякими Виндовозами и Дельфями, писать программы на Перл довольно непривычно, поэтому настоятельно рекомендую сразу установить Perl Builder. Взять его можно на www.solutionsoft.com. Там лежала тридцатидневная Демо версия.

Ну, думаю, пора переходить непосредственно к делу. В общем случае, скрипт на Перл, как и любая другая программа, работает так:

  1. получает данные
  2. обрабатывает данные
  3. выдает результаты

Передать данные скрипту можно двумя методами - GET и POST. Разница между ними в том, что при использовании GET данные постоянно болтаются в строке адреса браузера, напимер:

Httр://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/price.pl?Category=POWER&Description=varta

В этом случае скрипт B_price.pl берет данные в переменной окружения QUERY-STRING.

$data=$ENV{"QUERY_STRING"};

При использовании метода POST данные передаются на стандартный вход скрипта. Длинна блока данных берется в переменной CONTENT_LENGTH:

Read(STDIN,$data,$ENV{"CONTENT_LENGTH"});

Теперь эти данные нужно перевести в удобоваримый вид, поскольку они закодированы.

Стандартным соглашением служит замена пробелов знаками плюс и затем кодировка оставшихся недопустимых символов с помощью ASCII-кодов в шестнадцатиричной форме, перед которыми ставится знак (%). Пример:

Http://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/B_price.pl?Category=%C2%E8%E4%E5%EE&Description=%E0%E1%E2%E3

Это значит:

Http://treagraf.tasur.edu.ru/cgi-bin/B_price.pl?Category=Видео&Description=абвг

Декодировать строку запросов в первый раз лучше самому. На вопрос "а как?" есть множество ответов, переписывать которые нет смысла. Приведу лишь короткий пример:

Заменяем знаки (+) на пробелы

$query = ~ s/\+/ /g;

Потом заменяем все сочетания знака (%), после которого следуют шестнадцатиричные цифры, на соответствующий символ ASCII

$query =~ s/%({2})/pack("C", hex($1))/eg;

Я пользуюсь тем, что предлагает Perl Builder:

#! E:\perl5\bin\perl &GetFormInput; # вызов подпрограммы получения данных $Category = $field{"Category"}; # получаем данные из поля Category $Description = $field{"Description"}; # получаем данные из поля Description $Page = $field{"Page"}; # получаем данные из поля Page

В конце скрипта помещаем подпрограмму "прозрачного" чтения данных.

Sub GetFormInput { (*fval) = @_ if @_ ; local ($buf); if ($ENV{"REQUEST_METHOD"} eq "POST") { read(STDIN,$buf,$ENV{"CONTENT_LENGTH"}); } else { $buf=$ENV{"QUERY_STRING"}; } if ($buf eq "") { return 0 ; } else { @fval=split(/&/,$buf); foreach $i (0 .. $#fval){ ($name,$val)=split (/=/,$fval[$i],2); $val=~tr/+/ /; $val=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; $name=~tr/+/ /; $name=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; if (!defined($field{$name})) { $field{$name}=$val; } else { $field{$name} .= ",$val"; #if you want multi-selects to goto into an array change to: #$field{$name} .= "\0$val"; } } } return 1; }

Второй этап работы скрипта - обработка данных - полностью на Ваше усмотрение. Проверяйте полученные данные на правильность, пишите их в файл, делайте что хотите.

И, наконец, Вам нужно выдать какие-то результаты броузеру клиента, причем так, чтобы броузер правильно их отобразил. То есть, выдавать результаты нужно в HTML. Это делается просто: (тоже можно по-разному)

Print "Content-type: text/html", "/n/n"; #обязательная строка print "

В поле Category Вы ввели: ", $Category, "

Все это касается скриптов, получающих данные из формы на странице HTML. При этом страница с формой - отдельно, скрипт - отдельно. Можно сделать красивее и удобнее: объединить страницу и скрипт в единое целое. Для этого скрипт пишется по схеме:

  1. При первом запуске скрипт рисует HTML страницу с формой и ссылкой в тэге ACTION на самого себя. Первый запуск определяется по отсутствию входных данных.
  2. Если входные данные есть, то получаем их, обрабатываем и выдаем результаты.

#! E:\perl5\bin\perl if (($ENV{"QUERY_STRING"} eq "") or ($ENV{CONTENT_LENGTH}=0)) { # генерируем страницу с формой } else {# получаем данные, обрабатываем и выдаем результат}

Гостевая книга

Общий алгоритм работы гостевой книги таков:

1. Если посетитель хочет сделать запись в книгу, то
1.1 Получаем данные
1.2 Записываем их в файл или в базу данных
1.3 Говорим спасибо на HTML и предлагаем почитать другие записи
2. Если посетитель хочет почитать записи в книге, то
2.1 Читаем записи из файла или из базы данных
2.2 Выводим их красиво в HTML

Для удобства восприятия я оформил пункты 1 и 2 отдельными скриптами add_guestbook.pl и read_guestbook.pl соответственно. Сообщения гостевой книги хранятся в текстовом файле построчно, т.е. на каждую запись - строка. Так сделано для удобства чтения этого файла. Пример одной записи:

Sat Dec 5 13:31:20 1998&Наташа&студентка&Good&Для начала хорошо. Успехов на данном поприще Вам, Александр!&нету@пока&194.226.60.34

Вот описание полей рассматриваемой гостевой книги.
Name - имя, фамилия, отчество, кличка - на усмотрение посетителя
Work - профессия, род занятий
RadioButton - три кнопки: понравилось (Good), не понравилось (Bad), пофигу (Different)
Text - text box комментариев и примечаний
Email - обратный адрес

add_guestbook.pl - запись в книгу

#! e:\perl5\perl # Первая строка, как обычно require "ssi-pl.pl"; # Я использую навигационную панель в виде SSI-включения. Для этого используется модуль ssi-pl.pl if (($ENV{"QUERY_STRING"} eq "") or ($ENV{CONTENT_LENGTH}=0)) { # Если нет входных данных, то генерируем страницу с формой print < Книга жалоб и предложений

HTML DoInclude("_menu.htm"); # Это SSI-включение навигационной панели. print <

Я, , по профессии простой , посетив данный сервер и ознакомившись с представленными на нем материалами, хочу выразить свои чувства и эмоции следующими приличными словами:

мне понравилось:-)

мне не понравилось:-(

мне пофигу:-|

В дополнение к сказанному хочу так же сказать:

Прошу принять к рассмотрению мое заявление и незамедлительно принять меры. Решение по моему заявлению направить письменно на мой электронный адрес .

HTML die; } # Теперь получаем входные данные. &GetFormInput; $Name = $field{"Name"} ; $Work = $field{"Work"} ; $RadioButton = $field{"RadioButton"} ; $Text = $field{"Text"} ; $Email = $field{"Email"} ; $Send = $field{"Send"} ; # это поле не используется # Проверяем, заполнены ли обязательные поля. # Если нет - генерируем HTML страницу с просьбой заполнить нужные поля. if ($Name eq "" || $Email eq "" || $Text eq "") { print < Книга жалоб и предложений - ошибка

<

Вы не указали свое имя, E-mail, либо не заполнили сам текст Вашего отзыва. Вернитесь, пожалуйста, на страницу формы и заполните требуемые поля.

Назад

HTML } else # все данные правильно введены { # Если все поля заполнены правильно, то начинаем их обрабатывать. $Text=~tr/\r\n/ /; #заменяем перевод строки на пробел # Если в текстовом поле формы (text box) посетитель нажимал Enter, # то нужно убрать символы перевода строки, чтобы можно было записать # все поля формы в одну строку файла. if ($Work eq "") {$Work=" "}; #если пусто - то пробел # Если поле не заполнено, то оно равно пробелу. $Name=~s/&/ /g; $Work=~s/&/ /g; $Text=~s/&/ /g; $Email=~s/&/ /g; # Если посетитель использовал символ &, то заменяем его на пробел, # поскольку этот символ мы будем использовать для разделения наших полей в файле. open(OutFile, ">>guestbook.txt") || die; # Открываем файл для добавления. $Time=localtime; #получаем время # Получаем время заполнения гостевой книги. $line=join("&", $Time, $Name, $Work, $RadioButton, $Text, $Email, $ENV{REMOTE_HOST}); # И, наконец, слепляем все поля формы в одну строку. На всякий случай добавляем в конце # IP адрес посетителя, взятый из переменных окружения. print OutFile "$line\n"; close OutFile; # Записываем полученную строку в файл и закрываем его. # Осталось только сказать посетителю спасибо. # выводим сообщение о успехе print "Content-type: text/html\n\n"; print "\n" ; print "\n" ; print "\n" ; print ""."\n" ; print ""."\n" ; print "Книга жалоб и предложений\n" ; print "\n" ; print "\n" ; print ""."\n" ; print "
"."\n" ; print "\n" ; print ""."\n" ; print " \n" ; print " "."\n" ; print " "."\n" ; print " \n" ; print "

"; print "

\n" ; print "
"."\n" ; print "\n" ; print ""."\n" ; print " \n" ; print " "."\n" ; print " "."\n" ; print " "."\n" ; print " \n" ; print "

"."\n" ; DoInclude("D:/InetPub/wwwroot/_menu.htm"); print "

Ваши данные"."\n" ; print " приняты. Спасибо.

\n" ; print "

"; print "

\n" ; print "
\n" ; print "\n" ; print "\n" ; print " \n" ; print " "."\n" ; print " \n" ; print "
\n" ; print "\n" ; print "\n" ; } # Не забываем подпрограмму разбора данных из формы. sub GetFormInput { (*fval) = @_ if @_ ; local ($buf); if ($ENV{"REQUEST_METHOD"} eq "POST") { read(STDIN,$buf,$ENV{"CONTENT_LENGTH"}); } else { $buf=$ENV{"QUERY_STRING"}; } if ($buf eq "") { return 0 ; } else { @fval=split(/&/,$buf); foreach $i (0 .. $#fval){ ($name,$val)=split (/=/,$fval[$i],2); $val=~tr/+/ /; $val=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; $name=~tr/+/ /; $name=~ s/%(..)/pack("c",hex($1))/ge; if (!defined($field{$name})) { $field{$name}=$val; } else { $field{$name} .= ",$val"; #if you want multi-selects to goto into an array change to: #$field{$name} .= "\0$val"; } } } return 1; }

read_guestbook.pl - чтение книги

#! e:\perl5\perl # Первая строка, как обычно require "ssi-pl.pl"; # Я использую навигационную панель в виде SSI-включения. Для этого используется модуль ssi-pl.pl open(InFile, "guestbook.txt") || die; # Открываем файл с записями гостевой книги. @lines=; # Читаем строки в массив. # Выдаем шапку HTML страницы. print < Книга жалоб и предложений - нам пишут

HTML DoInclude("D:/InetPub/wwwroot/_menu.htm"); print <

Нам пишут:

HTML # Теперь выводим записи в невидимой (в смысле, рамка не видима) таблице. # Чтобы свежие записи отображать первыми, обрабатываем массив строк с конца. for ($i=$#lines; $i>=$[; $i--) #обрабатываем строки файла с конца { # Разделяем строку на части @item=split("&", $lines[$i]); #разделяем на части # Теперь заменяем HTML тэги в записи (на случай какого-нибудь хитрого юзера) foreach (@item) { $_=~s//>/g; } # Приступаем непосредственно к выводу записей в HTML print "\n"; print "\n"; print "\n"; } # Осталось вывести окончание HTML print <
"."\n"; # В зависимости от поля, где посетителю предлагался выбор понравилось - не понравилось, # рисуем картинку с веселой или грустной мордочкой соответственно. В качестве ALT тэга # картинки пропишем IP адрес посетителя. print "
"." ".$item."
\n"; print "
".$item.", ".$item."
\n"; print "
".$item."
"."\n"; print "
".$item."
\n"; print "
\n"; print "
HTML close InFile; # Закрываем файл с записями гостевой книги.

Вам предстоит путешествие в мир программирования на языке Perl. Ваше путешествие будет тем более приятным из-за присутствия большого количества примеров, которые будут встречаться по ходу. Начало нашего путешествия охватывает основные концепции языка. Постепенно вы узнаете о Perl достаточно, чтобы создавать небольшие программы. В конце нашего путешествия вы уже будете обладать необходимым запасом знаний, чтобы уметь создавать полноценные приложения.

Вы владеете какими-либо другими языками программирования? Если да, то изучение Perl будет для вас просто удовольствием. Если же нет, то не спешите, пробуйте все предлагаемые упражнения и примеры и не бойтесь экспериментировать!

Происхождение

Perl появился в результате деятельности одного человека, и, по его собственному признанию, в результате его лени. Это - уникальный язык, суть которого невозможно передать простым описанием технических деталей. Perl - это состояние мышления.

Одна из причуд языка - его название. Оно имеет несколько определений. Первоначально Perl означал Practical Extraction Report Language (практический язык извлечений и отчетов). Однако, программисты очень часто называют его Phatologically Eclectic Rubbish Lister или даже Practically Everything Really Likable.

Давайте посвятим несколько минут тому, чтобы разобраться, что представляет собой Perl, и какие задачи возлагались на него во времена его создания. В далеком 1986 году Larry Wall работал над задачей генерирования отчетов из большого количества текстовых файлов, пересекающихся друг с другом. Будучи Unix-программистом, а также, потому что задача включала в себя манипулирование содержанием текстовых файлов, он первым делом попытался использовать Awk. Но вскоре стало ясно, что Awk для работы не подходит, и, не имея других кандидатов для решения поставленной задачи, оставалось только изобретать свой собственный инструмент, который можно было бы использовать и в будущем.

Вместо того чтобы впустую тратить время, Larry просто изобрел новый язык программирования и написал интерпретатор для него. Это похоже на парадокс, но это не совсем так, - то, что вы делаете - это всегда большой труд, но если вы сделаете это правильно, то этот труд обязательно окупится.

Вскоре Larry предложил свое детище сообществу читателей материалов телеконференций Usenet. Пользователи, имеющие доступ к Usenet, обеспечили создателю Perl эффективную "обратную поддержку", спрашивая, как делать одно, другое, третье. Многие из этих задач Larry даже и не собирался ставить перед своим маленьким новым языком программирования.

Новый язык программирования имел акцент на управление системой и обработку текста. После нескольких пересмотров он уже мог использовать регулярные выражения, сигналы, а также сетевые сокеты. Он стал известен как Perl и очень быстро сделался популярным в среде Unix-программистов, а вскоре и у всех нас.

Larry уже не сопровождает Perl в одиночку, но сохраняет свой эксклюзивный титул главного разработчика.

Perl-программы очень похожи на Си-программы, - возможно, потому что Perl был написан на Си, а, возможно, потому что Larry нашел удобными некоторые конструкции Си. Но Perl менее педантичный и гораздо более лаконичный, чем Си.

Perl призван помочь программисту в выполнении рутинных задач, которые для shell слишком трудны или плохо переносимы, а для Си (или любого другого языка) - слишком заумны или сложны в кодировании.

Когда вы освоите Perl, вы, возможно, обнаружите, что стали тратить заметно меньше времени на правильное заключение в кавычки различных параметров shell (или на корректное выполнение Си-объявлений), а больше - на чтение Usenet-новостей и катание с гор на лыжах, потому что Perl - замечательное средство для вашего совершенствования как программиста. "Кто-то из древних" сказал: "Не стОит изучать язык программирования, который радикально не меняет вашего представления о программировании". Будьте уверены - изучив Perl, вы посмотрите на программирование с совершенно иной точки зрения.

Мощные конструкции этого языка позволяют создавать с минимальной затратой сил очень эффективные решения и универсальные инструменты. Эти инструменты можно использовать и в дальнейшем, потому что написанные на Perl программы отличаются высокой переносимостью и готовностью к использованию. В результате у вас появится еще больше времени для чтения Usenet-новостей и посещения с друзьями баров.

Perl очень хорошо умеет обращаться с задачами низкого уровня, особенно после выхода пятой версии языка.

Стоимость и лицензия

Perl свободен. Если быть более точным - Perl распространяется по открытой лицензии GNU (GNU Public License). Полный исходный код и документация абсолютно свободны для копирования, компилирования и печати. Все программы, написанные вами на Perl - ваши, и вы можете делать с ними все что захотите.

Помимо UNIX-компьютеров, Perl также существует для других платформ, - Windows, DOS, Atari, Amiga и.д.

Проинсталлирован ли у вас Perl?

Очень легко узнать, есть ли у вас Perl. Просто дайте в командной строке следующую команду:

perl -v This is perl, version 5.001
Unofficial patchlevel 1m.
Copyright 1987-1994, Larry Wall Win32 port Copyright 1995 Microsoft Corporation. All rights reserved.
Developed by hip communications iNC., //info.hip.com/info/
Perl for Win32 Build 107
Built Apr 16 1996@14:47:22
Perl may be copied only under the terms of either the Artistic License or the GNU General Public License, which may be found in the Perl 5.0 source kit.

Если же вы получили сообщение об ошибке или у вас Perl четвертой версии, то обратитесь к вашему системному администратору или же установите Perl сами.

Ваша первая программа на Perl

Ваша первая программа на Perl иллюстрирует вывод строки текста на экран. Для начала вы должны создать простой текстовый файл, в котором будет содержаться ваша Perl-программа. Затем вы запустите файл с вашей программой.

Создание программы

Perl-программа представляет из себя обычный текстовый файл, содержащий несколько конструкций языка. Последние обычно напоминают смесь из Си, Unix shell script и английского языка. В общем-то, именно так оно и есть на самом деле.

Perl-код может быть достаточно разнообразным. Вот несколько основных правил:

Ведущие пробелы в строке игнорируются. Вы можете расположить оператор языка, где захотите: в начале линии, с отступами (рекомендуется) или даже выровнять по правому краю (но в таком случае читать текст программы и что-либо понять будет крайне трудно);

Конструкция языка должна заканчиваться точкой с запятой, за исключением случаев, когда данная конструкция является последней в блоке или файле, или это - оператор eval;

Пробелы, табуляция, пустые строки иррелевантны, - один пробел также хорош, как сто таких же пробелов. Это означает, что вы можете разбивать конструкцию языка на несколько строк для ясности. Строка - это обычно серия символов, заключенных в кавычки. Глава 2 "Числовые и строковые литералы" содержит более подробное описание строк;

Все что следует за символом "#" игнорируется, если только это не внутри какой-либо строки. Используйте эту возможность для обеспечения вашего кода полезными комментариями. Надо отметить, что многострочных комментариев (например, как в языке Си) в Perl нет.

Аналогично shell-скрипту, Perl-программа состоит из всех операторов Perl, имеющихся в файле и рассматриваемых в совокупности как одна большая программа, подлежащая выполнению. Понятия main-функции, как в Си, в Perl нет.

Все нижесказанное ни в коей мере не претендует на полноту и достоверность.

Заранее хочу предупредить вас, что эта статья не сделает из вас супер PERL программиста, но она даст вам некоторые необходимые начальные сведения, которые помогут вам в дальнейшем изучении этого интереснейшего языка программирования.

Эту статью я решил написать, после того как узнал насколько сложно "врубиться" во всё, даже если у вас есть под рукой какое либо пособие по PERL. Везде, уже в самом начале, начинают ссылаться на какие-то загадочные термины и команды, а вам остаётся только удивлённо хлопать глазами, или (если вы всё же что-то поняли) заставить эти программы работать (не "как надо", а вообще!). Эту статью можно было бы назвать "PERL для чайников", если бы она охватывала весь материал, но здесь я ставлю перед собой цель дать вам лишь необходимые начальные понятия, и так сказать "подготовить к дальнейшим сражениям":). Хотя вполне возможно, что в дальнейшем, "по просьбам трудящихся", эта небольшая статья разрастётся в нечто большее.

Итак... начинаем!

Для начала сообщу вам, что PERL необходимо установить на ваш компьютер. Эту, казалось бы, простую операцию некоторые мои знакомые начисто пропускали, а после, написав простенькую программу, долго пытались её запустить... ;) Наиболее доступный пакет PERL (на мой взгляд) - это ActivePerl, хотя, этот пакет ориентирован на пользователей Windows, а если у вас UNIX, то можно скачать что нибудь родное с www.perl.com. Так или иначе, вы достанете и поставите себе perl (если уже этого не сделали). Так вот: у вас появится новая папочка "perl", но это вовсе не значит, что все проги нужно помещать именно туда:) Perl, там сидящий, лишь исполняет все ваши гениальные творения с расширением *.pl , а уж где они сами находятся - одному юзеру известно:) (справедливо для пользователей windows с установленным пакетом ActivePerl, т.к. он ассоциирует файлы *.pl).

Т.к. как эта статья рассчитана в первую очередь на пользователей windows, то считаю себя обязанным рассказать вам, что для программ, исполняемых в этой операционной системе вовсе не обязательно начинать каждую программу со строки:

#!/usr/bin/perl

Всё дело в том, что язык этот создавался на базе ОС UNIX, а эту строку нам пытаются передать в "наследство" от их операционки. Однако вам следует помнить, что на сервере (если вы решите скинуть туда свои проги) может стоять и UNIX.

Теперь немного о методе написания.
Советую вам для начала использовать простой блокнот, чтобы запомнить все команды и синтаксис программирования. В дальнейшем, можно использовать какой нибудь редактор, но это уже не спортивно:), и уж тем более нежелательно для тех, кто только знакомится с этим языком программирования, да и программированием вообще.

Практически все руководства по этому языку начинаются с самой простой программы, которая выглядит примерно так:

print ("hello, WORLD!\n");

Некоторые из вас уже, наверное, скопировали приведенную программу в свой файл и заметили, что она быстренько открывается и также быстро закрывается. Это связанно с тем, что программа есть программа, и после того как она выполнится - сразу же закроется, поэтому добавьте к программе ещё одну строку с следующим содержанием:

В итоге всё это примет следующий вид:

print ("hello, WORLD!\n");
<>;

Не так уж и просто выглядит для непосвященного... Даже немного пугающе... Но это только для непосвященных, на самом деле всё - проще некуда! :) Не верится? Сейчас докажу.
Во-первых, вам нужно узнать, что print - это команда, которая выводит информацию на стандартный вывод STDOUT (STanDart OUT или, проще говоря - вывод на монитор).
Во-вторых, непонятность в виде \n - это переход на новую строку (newline), но не программы, как могли бы испугаться некоторые, а информации на экране, т.е. если бы вы продолжили бы текст, заключенный в кавычки, то после этого символа он был бы напечатан с новой строки. А если вам понадобилось бы в самом тексте использовать обратный слеш (шелс:), то перед ним надо поставить еще один шелс. Например:

print "\a"; #Команда, после которой Perl #выведет сигнал на SPICER print "\\a"; #Perl просто выведет на экран \a

Затем хочу вас обрадовать: скобки нафиг не нужны:) Их использование зависит целиком от вашего настроения, хотя в мануалах говорят, что это якобы помогает выделить текст в программе. В общем - кому как больше нравится...
Как вы уже наверно догадались - кавычки нужны для заключения в них текста, так что осталось два непонятных пунктика. Но перед тем как остановится на них, считаю необходимым объяснить вам какая бывает информация в Perl.
Фундаментальной единицей информации в Perl является скаляр (scalar), т.е. отдельное значение, хранящееся в отдельной переменной.

$a = "hello, world!"; #Присвоить переменной $a некий текст
$b = 777; #Присвоить переменной $b некое число

В этих переменных хранятся строки, числа и ссылки. При этом необходимо понимать разницу между числами как таковыми и числами, содержащимися в строке.

$abc = "123"; #Число в строке
$123 = 123; #Число как таковое

Если вам нужно для вычислений число, то просто не ставьте двойных кавычек.

Точка с запятой в конце каждой строки - это собственно... конец строки, из чего следует, что вы можете написать всю программу в одну строку, но нам что - строк жалко что ли:) Из выше сказанного есть исключение: знак # говорит о том, что всё, что есть в строке после него - это комментарий, и к программе уже не относится.
Знак ромб <> - это по умолчанию или, говоря понятным языком - стандартный ввод с монитора (разъясняю: на мониторе появляется запрос, а вводите вы конечно же через клаву. Потом нажимаете ентер и введенное значение уже в переменной Perl, если она была задана). Вся хитрость добавления этого ромба в нашем случае в том, что он будет запрашивать у вас этот ввод, пока вы не нажмете кнопку "enter", а так как в программе не указанно, что делать с этим вводом, то perl о нём просто забудет и станет считать нашу программку завершенной. И врезультате выполнения этой программы мы с вами увидим на своих мониторах текст Hello, world! .

Теперь немного усложним нашу программку:

print "enter your name: ";
$name = <>;
print "hello $name!";
<>;

Вам следует уяснить, что программы выполняются построчно, т.е. сначала первая строка, после неё вторая и т.д..

Итак, в первой строке мы выводим предложение ввести имя пользователя. Во второй строке мы его считываем в переменную $name. $name - это, как уже говорилось, скалярная переменная Perl, которая начинается знаком доллара. Забегая вперёд, скажу вам, что кроме переменных, начинающихся с доллара, бывают также массивы (@массив), хэши (%хеш), и ещё несколько видов, о которых пока рано рассказывать. Между переменной и ромбом стоит равенство, это значит, что мы присваиваем переменной результат запроса. В третьей строке мы выводим слово hello, а после него выводим то, что хранилось в переменной $name. В нашем случае это имя, которое мы просили ввести.

Сделаем ещё одно отвлечение, в котором я расскажу вам, что можно делать с переменными... С ними можно делать ВСЁ! И это не преувеличение. Например, возможно такое:

$a = 3;
$b = 4;
$c = $a+$b; #Сложить две переменные и
#присвоить их третьей
print $c; # Вывести получившееся число
print $a+$b; # тоже самое, только без
# привлечения третьей переменной

Надеюсь с этим всё понятно... А пока до некоторых доходит, мы напишем программку, которая выполняет команды ДОС dir. Для тех кто не знает - dir - команда выводящая на экран содержимое директории в которой вы находитесь.

$dos = `dir`;
print $dos;
<>;

Эта программка считывает в переменную $dos результат выполнения команды dir, которая заключена в обратные кавычки, (если бы это были простые кавычки, то получилась бы не команда, а просто слово) после чего выводит на монитор этот самый результат.

Теперь так сказать вернёмся к нашим баранам, вернее пока лишь к барашкам:) Мы научились выводить на экран необходимый нам текст, получать информацию от пользователя, а так же узнали, что ДОС команды в обратных кавычках будут выполняться как ДОС команды:) Самое время написать программку, которая будет запрашивать не что иное, как эти самые команды:

print "enter comand: ";
chmod($com = <>);
print `$com`;
<>;

Из соображений безопасности крайне не рекомендую вводить команду FORMAT, догадайтесь почему:) Из новшеств нужно выделить появление команды chmod(). Эта команда убирает из информации, которую мы получаем в запросе знак новой строки \n, который есть там по умолчанию. То, что находится во второй строке - это сокращенная запись двух строк:

Выгадываем мы этим всего несколько символов, но ведь всё равно приятно:)

На этом считаю, что первые шаги вы прошли и готовы продолжить тернистый путь изучения Perl.