Как организовать студию звукозаписи дома. Сам себе продюсер: как оборудовать домашнюю студию звукозаписи. Звуковая карта, компьютер и программное обеспечение

Профессиональный музыкант делиться информацией о том, какое музыкальное оборудование нужно выбирать для домашней студии звукозаписи. В данном материале вы узнаете об особенностях национальцой звукозаписи и о том как решить проблему звукоизоляции, а также ознакомитесь с обзором звуковых карт, внешних нтерфейсов USB, предусилителей, микшерных пультов, портастудиий, микрофонов, мониторов и наушников. Рекомендуется к прочтению всем, кто интересуется студийной записью.

Особенности национальцой звукозаписи

Что делает музыкант, отыграв десяток концертов и подарив поклоннику свой первый автограф? Купаясь в волнах славы и радости, он начинает подумывать о записи в студии, куда и направляется через месяц-другой, подкопив денег и проработав материал. Первая запись - это намного веселее, чем первый концерт. О первом концерте, даже если он неудачный, воспоминания, как правило, самые светлые. О первой студийной работе музыканты рассказывать не любят, а когда рассказывают, их взволнованная речь почти всегда сопровождаются смущенными улыбками и обильным краснением лица и ушей. Студия - это очень серьезно. Это своеобразный переломный момент, после которого очень многие люди начинают подумывать, стоит ли вообще серьезно заниматься музыкой.

На концертах даже грубые ошибки в исполнении, часто тонут в плохо отстроенном звуке, гуле зрительского зала, а низкий уровень мастерства музыканта может исправить его эмоциональность и умение работать "на зрителя". В студии все ошибки сразу выходят на поверхность, даже элементарную партию аккомпанемента неопытный музыкант не может сыграть правильно. Что дальше? Раздраженный звукорежиссер, выброшенные деньги, а самое главное - бесконечная обида в душе и сомнения по поводу целесообразности музыкальной карьеры вообще. Музыка - это не то занятие, которому можно уделять час или два в день и добиться профессионализма. Искусство требует жертв, а музыка - искусство особое, которое помимо внутреннего дара, нуждается еще и в ограждении от многих "земных удовольствий" и изнурительных многочасовых трудах. Наверное, мало кто знает, что даже раскрученные и известные коллективы, имеющие в своем распряжении полный состав артистов с концертным опытом, прибегают к услугам более опытных сессионных музыкантов, когда дело доходит до студии. Почему? Причина в одном - они не умеют работать с записью.

Конечно, за деньги вы сможете нанять более опытных музыкантов, подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и уговорить персонал "довести" до ума вашу партию посредством редактирования и перезаписи бракованных участков. Вспомните анекдот про гитариста, который приходит в студию и своей неумелой игрой доводит до бешенства звукорежиссера. Анекдот заканчивается знаменитой на весь свет фразой последнего: "Ты гамму можешь сыграть? Сыграй, а я потом нарежу..."

Стоит помнить, что, подключая "наемников" и тем более надеясь на режиссерскую доводку материала, придётся отказаться от мысли, что ваше произведение станет супер-хитом. Даже за большие деньги сессионные музыканты никогда не станут вкладывать в произведение душу, искать вдохновение в прогулках под звездами и часами корпеть над аранжировками. При работе звукорежиссера над неумело исполненной партией неминуемы потери в качестве и вообще в идее произведения. Всему есть предел и в студию надо ехать только тогда, когда можешь идеально сыграть или спеть произведение в "сухом" варианте, то есть без лишних эффектов и обработок. Самый лучший и быстрый способ подготовить себя и своих коллег к серьезной студийной работе - регулярно записываться дома. Это поможет не только лучше анализировать собственную игру и исправлять ошибки, но и иметь банк собственных демо-записей, которые послужать прекрасной путевкой на большую сцену для начинающих музыкантов. С другой стороны, домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого громадное удовольствие.

Мой дом - моя крепость...

Итак, внимая особенностям национальной звукозаписи, мы пришли к выводу, что без предварительной подготовки и пробных записей дома, даже и думать нечего ехать записываться в студию профессиональную. Как уже было сказано, на этом обжигаются многие и последствия таких ошибок всегда самые печальные.

"Мой дом - моя крепость" и именно из домашних стен выносится большинство популярных композиций. Дома музыкант чувствует себя наиболее комфортно, дома над душой не стоит суровый звукорежиссер, за стенами собственной квартиры музыкант живет по свои правилам и может располагать свои занятия как ему удобно. Забегая вперед, можно отметить, что в собственной квартире при желании и наличии аппаратуры, можно записать не только любительские демо, но и альбом студийного качества и пустить его потом в тираж.

Домашней записью не гнушаются даже популярные исполнители, оборудуя в собственном доме или квартире небольшие комнатки для работы.

Первая особенность практически всех домашних студий - "тихая" работа. В условиях квартиры практически невозможно записать работающий в нормальном режиме гитарный ламповый стэк или "снять" акустическую ударную установку. Самые добрые соседи такого издевательства не выдержат, а за нарушение общественного порядка даже в дневное время представители правоохранительных органов по головке не погладят.

Вообще, о проблеме шумоизоляции следует серьезно задуматься и дело здесь не только в спокойствии соседей. Если инструменты можно записать "напрямую", используя аналоговую и цифровую коммутацию, то вокал иначе как "через воздух" не запишешь. И каждый проезжающий мимо дома трамвай будет оставлять в записи помехи. Огромной катастрофой для домашней студии является приобретение соседями домашнего кинотеатра вместе с акустической системой. Сабвуферы издают низкочастотные колебания, которые пробиваются через самые глухие стены, и избавиться от такой проблемы, можно лишь сердечно договорившись с соседями о времени их киносеансов.

Для тех, кто не стеснен в средствах и площади, самым лучшим выходом будет заказать кабинку для записи вокала, ее берутся изготовить почти все фирмы, занимающиеся пластиковыми окнами и конструкциями. Важно только предусмотреть в ней дверь, окно и кабельный канал.

Из наиболее простых методов звукоизоляции комнаты можно отметить установку многослойных пластиковых окон, обивание стен старыми одеялами или материалом вроде дарнита или войлока. Синтетика в этом плане защищает гораздо хуже. Безобразный вид можно закрыть пластиковыми панелями, либо тканью.

Для записи вокала некоторые особо веселые люди используют шкаф для одежды. Причем шкафами пользуются и вполне состоятельные музыканты, которые просто не хотят загромождать свою квартиру всякого рода кабинками и камерами. Шкаф - это мгновенный вариант, когда нет времени или желания или возможности построить кабинку, реверберация и лишние шумы в шкафу минимальны, а сделать звукоизоляцию можно за несколько минут с помощью подручных средств.

Когда жилище потеряет всякий человеческий вид, и будет походить на притон алкоголиков, можно задумываться о покупке аппаратуры.

Аппаратура

Если вы, дорогие друзья, читаете эти строки, то путем долгого логического размышления можно предположить, что у вас есть компьютер. Компьютер сейчас используется в каждой профессиональной студии для редакции и непосредственно записи материала. Даже если в компьютере установлена недорогая звуковая карта, а пользователь никаких программ, кроме "Звукозаписи" в меню "Пуск" не знает, то возможности компьютера все равно выше, чем у многих коммерческих студий середины прошлого века. В настоящее время существует огромное количество книг, посвященных компьютерной звукозаписи, а в Москве и крупных городах есть курсы для желающих постичь тайны программного обеспечения и научиться азам редакции звукового материала. Стоит заметить, что с серьезным программным обеспечением не так уж просто разобраться, поэтому приобретение книг и посещение курсов - вполне разумный шаг.

Для звукозаписи нормального качества с помощью компьютера, прежде всего, необходимо приобрести звуковую карту, так как встроенные почти всегда слабые, либо ориентированы не на звукозапись, а на воспроизведение. Выбор звуковых карт сейчас огромен, но, лучше всего обратить внимание на продукцию наиболее "музыкальных" фирм, таких как Korg, AUDIOTRAK, Echo, Roland и Yamaha. Стоимость фирменной карты достигает огромных размеров, но в общем-то, для квартиры не обязательно приобретать изделия уровня профессиональной студии. По выбору звуковых карт написаны сотни статей, в Интернете можно найти огромное количество информации, затруднения в выборе могут возникнуть только у начинающих пользователей. Поэтому рассмотренные ниже карты ориентированы, прежде всего, на начинающих пользователей, хотя по своим характеристикам вполне пригодны для работы со звуком.

Итак, самыми недорогими карточками с помощью которых можно пробовать писать являются карты серии Revolution от M-AUDIO. Цена Revolution 5.1 составляет чуть выше двух с половиной тысяч рублей, при этом карта оборудована цифровым выходом S-PDIF, а 24-разрядные аналогово-цифровые и цифрово-аналоговые преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц (на выходе частота выше и составляет 192 kHz) позиционируют данное изделие, как вполне пригодное для записи. Конечно, воткнув в слот MIC компьютерный микрофон и спев любимую песню, сложно будет почувствовать разницу со встроенной звуковой картой, но при использовании внешнего предусилителя, результат будет вполне приемлемым.

Более дорогие карты от M-AUDIO - серий Prodigy и MAYA. В простой и доступной карте Prodigy 7.1 коммутационные возможности уже позволяют работать с внешними цифровыми устройствами посредством входа и выхода S-PDIF, есть два аналоговых входа. По части разрядности и частоте карта идентична по характеристикам модели Revolution 5.1. Есть 4 стерео-выхода, на небалансных джеках 1/8. Карта позволяет производить запись по двум каналам одновременно, воспроизводить - по восьми.

Серия MAYA - карты уже более совершенные и приближенные к профессиональным. У кого есть деньги - самым разумным будет приобрести AUDIOTRAK Maya 1010, это устройство не такое дорогое, как может показаться на первый взгляд, количество функций вполне оправдывают цену этой карты. Комплект включает еще и внешний интерфейс для более удобного подключения. Имеется возможность многоканальной записи, использование MIDI, карта совместима с программным обеспечением, таким как Sonar/Cakewalk, Cubase, Logic. Хорошие характеристики делают этот комплект одним из лучших в своем классе. Количество входов\выходов достигает в этой карте 8, предусмотрено 2 микрофонных входа с фантомным питанием, 2 выхода на наушники и, конечно, цифровые и MIDI входы-выходы.

Для тех, кто несколько стеснен в средствах, хорошим вариантом будет покупка более дешевых карт серии MAYA, например MAYA44 MKII. Эта карта уже зарекомендовала себя как хороший, доступный и недорогой прибор для записи на HDD и широко используются в различных хоум-студиях. Как и в Maya 1010, карта совместима с программным обеспечением для мультитрековой записи как Cakewalk, SONAR, Cubase, Nuendo, Logic, а также с программным обеспечением для мастеринга - Sound Forge и Wavelab. Карта приемлемо работает с программными семплерами Logic Audio EXS 24, Halion, GIGAStudio и такими виртуальными аудиоинструментами как Reason и Reaktor. Коммутационные возможности включают 4 входа и выхода на "нормальных" джеках 1/4, цифровой вход и выход.

Неплохим вариантом также являются звуковые платы компании E-MU. Эти карты несут в себе массу приятных опций для звукорежиссуры, поэтому могут послужить неплохой альтернативой картам, рассмотренным выше. Карта E-MU 0404 имеет 2 аналоговых входа, 2 аналоговых выхода, цифровой вход и выход, коммутацию по MIDI и оптический вход\выход (TosLink). АЦП и ЦАП имеют разрядность 24 бита, частота дискретизации 192 кГц. Для внутренней обработки сигнала в плате используется процессор E-DSP разрядностью 32 бита, в комплекте поставки идет программный секвенсор Cubasis VST 4.0 E-MU edition и звуковой редактор WaveLab Lite 2.5.

У E-MU есть масса и более дорогих карт, с очень широкими возможностями, которые увеличиваются пропорционально стоимости. Плата E-MU 1820 является бестселлером в своем ценовом диапазоне, имеет два микрофонных и шесть аналоговых входов, 8 аналоговых выходов, 2 входа и выхода MIDI, цифровой вход и выход, коммутацию на ADAT. Такую плату уже вполне можно назвать профессиональной, многие музыканты приобретают 1820 и остаются довольными надолго. А если музыкант доволен долгое время - это самая лестная характеристика для изделия.

Под конец хотелось бы упомянуть о звуковой карте ESI Juli@. Эта карта отлично оправдывает себя в работе, по соотношению цена\качество она одна из самых лучших вариантов для дома. Если человек не знает конкретно, что ему понадобится, какими функциями он будет пользоваться, то Juli@ представляет собой оптимальный вариант, после покупки которого не придется об этом жалеть. Конечно, карта не без недостатков, но качество записи через эту карту очень хорошее для своих денег, а количество посторонних шумов минимально. По частоте дискретизации и разрядности эта карта идентична другим моделям своей ценовой категории, те же 192 кГц и 24 бита. Карта располагает двумя аналоговыми и двумя цифровыми входами, имеет шесть выходов, четыре из которых - цифровые. Коммутация по MIDI - один вход и один выход. ОЧень интересным решением является возможность выбора между разъемами RCA и Jack: цифровая и аналоговая часть платы расположены на двух различных платах, что позволяет перевернуть аналоговую часть платы и заменить разъемы одного типа на другой. В комплекте поставки идет очень много полезных программ и утилит для работы со звуком. "Юлию" поминали добрым словом многие музыканты и она до сих пор установлена у многих даже опытных композиторов.

Интерфейсы USB

Другое дело - внешние звуковые карты или "интерфейсы", которые работают с компьютером посредством USB. Такие интерфейсы в последнее время выпускаются на достаточно хорошем уровне, они позволяют писать материал без особых потерь в качестве. К тому же это неплохой вариант для тех, кто удовлетворен работой встроенной звуковой карты, либо вообще является владельцем ноутбука и хочет приобрести такой аппарат, как дополнение к штатной карте.

Чем же хорош USB-интерфейс? Как известно, аналоговые линейные входы в звуковой карте неизбежно ухудшают качество сигнала, шумят, трещат, реагируют на помехи компьютера. Особенно это заметно при записи уже готовой обработки, скажем, с гитарного или вокального процессора. Материал потом приходится долго доводить до ума, применяя различные виртуальные спикерэмуляторы, эквалайзеры и фильтры. С USB проблем в этом плане гораздо меньше, во-первых, само преобразование аналогового сигнала в электронный, как правило, несколько лучше, чем в картах PCI, во-вторых, сам прибор можно удалить от компьютера подальше и тем самым снизить в какой-то степени помехи. Выводы эти, конечно, во многом относительны, особенно, если сравнивать внешние интерфейсы USB с профессиональными звуковыми картами в которых панель с коммутацией также может быть вынесена наружу, а внутренние обработки включают "шумодавы" и фильтры, но все же запись по USB считается в настоящее время одной из самых качественных.

Главной особенностью многих USB-интерфейсов являются встроенные эффект-процессоры, спикерэмуляторы, преампы, звук которых передается в компьютер практически в первозданном варианте. Этим уже воспользовались многие фирмы и начали усиленно выпускать USB-интерфейсы для гитаристов. Одной из первых фирм на этом поприще выступила компания , выпустившая модель Guitar Port. Само изделие рекламируется "как мечта начинающего гитариста", но может быть прекрасным подспорьем и для профессиональных музыкантов. Качество записи в этом приборе реализовано на хорошем уровне, а количество внутренних обработок, эмуляторов популярных комбо и стэков, возможность играть под "минус" и вовсе делают его чрезвычайно привлекательным. Стоимость этого устройства соразмерна недорогим напольным гитарным процессорам, причем по многим параметрам маленький Guitar Port выигрывает у них. Стоит добавить, что использовать это устройство можно не только совместно с электрогитарой, но и, как показывает практика, со многими другими электромузыкальными инструментами. Так что тем, кто увлекается исключительно "аналоговой" записью инструментальной музыки, без претензий на такие "излишества" как MIDI, XLR- и S-PDIF-коммутацию, Guitar Port может сослужить неплохую службу.

Более дешевым вариантом с возможностью записи гитары, вокала и широкой линейки электромузыкальных инструментов является Fast Track interface от M-AUDIO. В какой-то степени его можно даже назвать конкурентоспособным Guitar Port. Четыре и входа и два выхода - более чем достаточно человеку, которому надо записать только гитару и вокал. Для всякого рода любителей авторской песни и бардов этот прибор - просто находка, а для того, кто использует электрогитару понравится набор гитарных эффектов вполне приличного качества. Электронная программа GT Player Express сразу привлекает внимание своим интерфейсом в виде аналогового рекордера и цепочки педалей-эффектов, настроить звук можно за секунды. И все, можно писать.

Другой неплохой моделью от M-AUDIO может послужить USB-интерфейс M-AUDIO Audiophile USB. Две пары аналоговых входов, наличие S-PDIF, MIDI вход\выход уже позволяют использовать этот прибор для более серьезной звукозаписи.

Дорогие USB интерфейсы, стоимость которых начинается от 300 долларов по функциональности не уступают картам PCI и даже превосходят их. Не так давно взорам любителей домашней записи было представлено устройство MACKIE SPIKE. Это 24-битный/96-кГц аудио/MIDI-интерфейс с микрофонными преампами Mackie XDR, сочетающий в себе процессор эффектов, а также аудио/MIDI программный секвенсор с неограниченным количеством дорожек и совместимостью с плагинами формата VST и плагином Nomad Factory Blue Tubes Warmer Phaser. На задней панели интерфейса есть цифровая шина формата SPDIF (RCA), MIDI-вход и выход, пара микрофонных, инструментальных или линейных входов (XLR/джек), разъем питания и порт USB. В интерфейсе продумана система мониторинга, для подключения внешних динамиков предусмотрено два выхода. Программное обеспечение идущее в комплекте, очень неплохо разработано, есть возможность детальной отстройки эффектов, эквализации и фильтров.

Вершиной интерфейсов для начинающих можно назвать по праву Edirol UA-700. Внешний вид системы и расположение органов управления точно такое же как в портативных микшерных пультах, устройство очень удобно располагается на столе и провода не мешают работе. В данном девайсе есть практически все необходимое для домашней записи, причем абсолютно для любого музыканта - гитариста и басиста обрадует наличие внутренней обработки COSM с имитацией популярных кабинетов и комбо, клавишника - полный MIDI-интерфейс, а вокалисту Edirol UA-700 дарит возможность моделирования микрофонов и их расположения, предусилителей, фильтров, реверберации и много другого. Количество входов-выходов при определенных обстоятельствах, вполне позволяет обходиться без микшерного пульта: два микрофонных входа (комбинир. XLR с фантомным питанием, 1/4" джеки TRS), вход для подключения гитары (моно 1/4" джек), разъем AUX (RCA), цифровые разъемы Digital In (коаксиальные, оптические). Выходы: цифровые выходные разъемы Digital Out, разъем для наушников, выходные разъемы Master Output L/R (1/4-дюймовые джеки, дублируются разъемами RCA). Устройство питается от адаптера питания, в комплекте к интерфейсу идет диск с драйвером.

Предусилители

Следующий этап - выбор внешнего предусилителя (преампа). Встроенные предусилители в подавляющей части интерфейсов и звуковых карт не обладают достаточным качеством, это заметно не только при записи вокала, но и при линейной записи инструментов. Предусилитель необходим, хотя бы самый простейший и недорогой. Естественно, наличие лампы в предусилителе говорит о более высоком качестве звука - "ламповый" звук самый востребованный и это знает почти каждый.

При покупке предусилителя есть один скользкий момент, который вызывает споры и часто ставит в тупик покупателя. Дело в том, что в недорогих предусилителях схема строится на полупроводниках (транзисторах), а лампа лишь "облагораживает" звук на выходе. Производство недорогих преампов, где предусиление реализовано полностью ламповым способом, практически невозможно из-за дороговизны комплектующих. Памятуя об этом, многие отказываются покупать недорогие изделия, либо надолго вязнут в форумах, обсуждая, стоит ли покупать недорогой преамп. Для разрешения этого спора можно привести несколько примеров из практики гитаристов, которые, как известно, являются самыми ярыми приверженцами "лампового" звука. Серия процессоров Vox Tonelab, а также линейка популярных комбо Marshall AVT наглядно демонстрирует, какие чудеса может творить полупроводниковый преамп с "лампой" на выходе. Не будь эта схема успешной, эти модели бы не производились такими тиражами, а если бы лампа на выходе никак не влияла на звучание, вряд ли бы производитель стал увеличивать собственные издержки с ее установкой.

Почти то же самое можно сказать и о вокале. Если спеть что-нибудь через внутренний предусилитель пульта или звуковой карты, а потом через внешний даже самый недорогой транзисторно-ламповый преамп, сразу можно почувствовать существенную разницу в звучании: петь становиться намного комфортнее, звучание становится мягче и теплее.

Самыми недорогими предусилителями, поставляемыми в Россию, являются BEHRINGER MIC 100 TUBE ULTRAGAIN и ART TUBE MP. Вполне понятно, что за те деньги, которые за них просят, ничего идеального эти два предусилителя не несут. Что можно отметить сразу - лампа все-таки чувствуется, так что в качестве заменителя встроенных преампов звуковой карты или микшерного пульта эти два устройства подойдут в полной мере.

Более дорогим преампом является ALTO Minitube, отличительная особенность которого в наличии индикатора уровня, который очень неплохо помогает сократить число перегрузок.

ART Tube MP Studio V3 - один из самых оптимальных и недорогих преампов в пределах четырех тысяч рублей. Его еще можно по праву назвать и самым простым в работе - имеются 16 готовых пресетов для работы с разным оборудованием, смена пресетов производится единственной ручкой вследствие чего, настройка занимает минимум времени.

ART Tube PAC - предусилитель на двух лампах, оборудованный лампово-оптическим компрессором. Компрессор помогает избавится от излишних динамических колебаний, что в звукозаписи всячески приветствуется.

На предусилители распространяется известное правило музыканта: "чем дороже, тем лучше", хотя высокая цена может объясняться не столько качеством звука, сколько количеством каналов и красивым внешним видом.

Микшерный пульт

Когда музыкант в записи использует более одного источника звука, ему необходим микшерный пульт. Более подробный обзор пультов можно прочитать . Вообще, в домашней звукозаписи пульт никогда не бывает лишним, с ним удобнее записывать и сводить материал, управлять мониторами, регулировать поканально частоты. Соответственно пульт должен обладать такими возможностями, чтобы эти операции производились на максимально высоком уровне. На каждом канале должен присутствовать эквалайзер, регулятор предусиления, уровень громкости, кнопки индивидуального прослушивания SOLO и приглушки MUTE. Должна присутствовать мониторная шина с регулировкой баланса и регулятором уровня. Естественно главное требование к пульту - количество каналов, которое будет зависеть от количества звуковых источников. Для домашних студий, где обычно используется небольшое количество инструментов, можно приобрести недорогие пульты, в качестве которых наиболее часто предлагаются изделия фирм Behringer либо ALTO. Предусилители в этих пультах совершенно неработоспособные, при этом особое умиление вызывает широко разрекламированный "бесшумный предусилитель студийного класса IMP", используемый в микшерах Behringer. Количество шумов, искажений и помех от такого предусилителя не выдерживает никакой критики. В ALTO c предусилителями несколько лучше, хотя это вовсе не означает, что нечему "радоваться" - встроенный процессор иной раз выдает совершенно немыслимые обработки.

Из всех недорогих пультов Behringer можно отметить модель MXB-1002 Eurorack. Хорошего в этом модели не больше, чем в других моделях этой фирмы, но есть один большой плюс, который добавляет удобства в работе: управление каналами по громкости осуществляется с помощью фейдеров, что дает возможность визуально видеть какой канал задействован. Вдобавок над мастер-фейдером установлен светодиодный индикатор пиков. Пульт занимает мало места на столе, а по своим возможностям вполне подойдет для домашней студии, главное умело им пользоваться и знать его слабые места.

Пульт ALTO S-8 по цене находится примерно на одной позиции с Behringer , он менее компактен, но в чем-то функциональнее последнего. Пульт имеет четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты. Каждый моноканал содержит микрофонный вход XLR, линейный вход, кнопку включения обрезного фильтра, регулятор чувствительности, эквалайзер, два регулятора уровня посылов, потенциометр уровня и пиковый светодиодный индикатор.

Стоит заметить, что пультов сейчас продается огромное множество, модели популярных фирм сотни раз обсуждались в конференциях и форумах, так что проблем с выбором и поиском информации быть не должно. Конечно, предпочтительнее приобрести сразу хороший пульт (лучше цифровой), но на первое время, когда и навыков работы особых нет, можно вполне обойтись недорогими Behringer, Alto, Phonic, Nady и писать демо достойного качества.

Портастудии

Одним из альтернативных вариантов всему вышесказанному является покупка портастудии. В портастудии, как правило, уже есть микрофонный предусилитель, микшерный пульт, процессор эффектов, записывающее устройство, драм-машинка и т.д., для работы с ней достаточно подключить записываемый источник звука - будь то гитара, микрофон или электровиолончель и нажать на кнопку записи. Портастудию можно с легкостью взять с собой на репетиционную базу, с ней не надо будет ломать голову над оптимальной конфигурацией аппаратуры и путаться в паутине проводов. Многие портастудии снабжены записывающими CD-устройствами, что дает возможность сразу же записать материал на диск, расставить треки в требуемом порядке и установить метки смены сонга при записи живых концертов. На выходе вы получаете уже готовый альбом. Другой плюс портастудий - возможность выставлять показатели на микшере вручную, при этом микшер в отличие от внешнего, не будет вносить в цепь помехи и искажать сигнал - все схемы цифровые и работают бесшумно. Единственным недостатком портастудий является неудобное редактирование материала - маленький экран, небольшое количество органов управления, где на каждую кнопку приходится до десяти функций, все это делает процесс редактирования трудным и долгим. Детальную работу над звуком лучше все-таки производить на компьютере, поэтому огромным успехом пользуются портастудии с цифровыми входами-выходами или USB.

Портастудию рекомендуется приобретать минимум на 8 каналов, желательно чтобы запись в ней производилась на жесткий диск. Более дешевые варианты с записью на внутреннюю память устройства, либо на карту SmartMedia тоже могут в какой-то мере облегчить труды по записи материала, но варианты с жестким диском предпочтительнее, как в плане внутреннего объема, так и в скорости работы, качестве и т.д.

Относительно недорогими устройствами в которых запись производится на достаточно хорошем уровне являются ZOOM MRS-1608 и BOSS BR-1180. Эти устройства не уступают в качестве записи интерфейсам и звуковым картам. Бесспорно, в какой-то мере в звучании записанных фрагментов есть доля "синтетики", эта проблема присуща портастудиям в больше степени, чем компьютерным устройствам, но вряд сторонний слушатель эту разницу сможет заметить.

В ZOOM MRS-1608 можно записывать одновременно до восьми треков, при этом объем жесткого диска располагает 40 Гб свободного места. Воспризводить можно одновременно 19 треков (16 аудиотреков, два трека ударных, один трек баса). Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит, сжатие данных не используется. Внутренняя обработка происходит с разрядностью 24 бита. Вполне приличный прибор за свои деньги, так что можно сделать вывод, что фирма ZOOM, со своей плохой репутацией иногда может производить качественные вещи. Встроенная драммашина в этой студии, конечно же есть.

В BOSS BR-1180 запись производиться одновременно на 10 каналов, при этом на каждый "реальный" канал может приходиться по 8 виртуальных. Кто уже имел опыт работы с портастиудями BOSS, знает, что все портастудии этой фирмы имеют встроенный процессор, основанный на моделировании COSM. BR-1180 не стал исключением, встроенные обработки очень хорошего качества, при этом использовать их можно до и после записи, что очень удобно. Управление драм-машинкой выполнено в традиционном стиле, для этого предусмотрен отдельный канал и отдельный фейдер. Встроенный жесткий диск обладает объемом в 20 Гб, обработки и преобразователи 24-х биттные, частота сэмплирования 44 kHz.

Микрофон

Выбор микрофона. Микрофоны бывают динамическими и конденсаторными. В динамических, сигнал получается посредством изменения магнитного поля между катушкой и магнитом, которое вызывает мембрана. В конденсаторном микрофоне для получения сигнала используется конденсатор. Конденсаторный микрофон чувствительнее динамического, но не всегда может звучать лучше. Для конденсаторного микрофона необходимо фантомное питание, которое обычно встраивается в большинство пультов или предусилителей. Все микрофоны снимают звук по-разному, поэтому в обсуждении качеств той или иной модели всегда очень много спорных моментов.

В России одними из самых популярных микрофонов для домашних студий остаются микрофоны SHURE. Динамические микрофоны SHURE SM57-LCE (инструментальный), SHURE SM58 (вокальный) и SHURE SM58-LCE (вокальный с выключателем) можно встретить почти в каждой третьей студии. Несмотря на то, что 57-ая серия ориентирована на запись инструментов, а 58-ая на вокал, эти микрофоны одинаково хорошо подходят практически для любой записи. Это добротные микрофоны-середнячки с которыми не будет особых проблем, их качество проверено уже не одной сотней пользователей. Более недорогие версии Shure - микрофоны серии PG.

Хорошие модели есть у отечественной фирмы "Октава". Конденсаторный OKTAVA МК-220 является неплохим вариантом для бюджетной домашней студии, помимо достойных характеристик микрофон имеет переключаемые диаграммы направленности, что расширяет диапазон его применения. Плюс ко всему, микрофон имеет переключатель уровня чувствительности и переключатель частотной характеристики, что позволяет использовать его и для записи инструментов.

Отличными микрофонами для домашних студий являются микрофоны AKG. Микрофоны C1000B, C2000B и C3000B ориентированы специально на запись дома, поэтому количество шумов в них сведено к минимуму, они прекрасно работают с портастудиями и чувствительными преампами.

Мониторы и наушники

Финальная часть повествования: выбор мониторов и наушников. В любом случае, надо приобретать и то, и другое, так как процедуры сведения и мастеринга производятся с помощью разных акустических систем. В наушникам сигнал ощущается более раздельным, в мониторах же идет совмещение с правого-левого канала и оператор слышит общий микс. Более опытные музыканты, уже знают, что хорошие мониторы ближнего поля стоят дорого и качественная акустика очень важна для работы.

Для начинающих вполне разумным шагом будет приобретение недорогих комплектов от M-Audio, Behringer, ESI nEar 04 и прочих "ширпотребных" фирм. Несмотря на дурную славу, в работе эти изделия проявляют себя уже как мониторы, а не как колонки для компьютерных игр. В общем-то, для дома, покупка таких мониторов может оказаться и достаточной, если в качестве основного оборудования используются рассмотренные выше изделия. Не стоит полагаться на "умельцев", которые занимаются изготовлением мониторов самостоятельно и предлагают свои изделия как альтернативу фирменной продукции: даже если в изготовлении будут использоваться качественные динамики и корпуса, а усилитель будет взят от дорогой модели, все равно в кустарных условиях невозможно изготовить каскады защиты от перегрузок и шумоподавления, что самым отрицательным образом скажется на долговечности мониторов и качестве их звучания.

Мониторы ESI nEar 04 и мониторы Behringer Truth традиционно покупаются в качестве первых мониторов ближнего поля для домашней студии. Естественно, никаких ошеломляющих характеристик от этих моделей ожидать не приходится, на режимах близких к максимальным, мониторы показывают неприемлемый разброс частот, да и общая чистота звука на этих моделях оставляет желать лучшего. Однако, мощность и звуковое давление этих моделей уже дает возможность полноценно работать со звуком, а прилично сделанные корпуса исключают излишние вибрации, что в сравнении с обычными акустическими системами служит явным преимуществом.

Что касается наушников для звукозаписи, лучше всего обратиться к таким фирмам как AKG, Shure, Audio-technica и т.д., эти фирмы уже много лет остаются лидерами в этой области и специально ориентируют свою продукцию на работу со звуком.

И еще о домашней записи

Итак, минимальный комплект оборудования для звукозаписи обойдется в 700-800 долларов. Конечно, набор аппаратуры за эту сумму не подойдет для записи профессионального уровня, но записать демо приемлемого качества и сделать наброски новой песни за эту цену вполне реально. Прибавьте еще стоимость проводов, ветрозащиту для микрофона и диски с программным обеспечением. При желании, студию можно собирать по частям, это в какой-то степени даже лучше, так как даст возможность получше изучить цены и сделать выбор более осмысленно.

И еще. В домашней звукозаписи есть очень много моментов, которые необходимо сразу же учитывать, чтобы занятия со звуком прошли безболезненно. Первый момент самый важный - ваш слух. Его легко можно посадить, особенно если использовать недорогие наушники и звуковые мониторы. При работе со звуком слух максимально напряжен, поэтому если акустическая система не обеспечивает комфортных условий работы, можно немало навредить своему здоровью. Средство здесь одно - время от времени делать перерывы и проводить двадцать-тридцать минут в тишине, в какие-то дни не заниматься записью вообще. Такие "каникулы" устраивают себе даже опытные аранжировщики и звукорежиссеры, так что лучше последовать их примеру и относиться к своему здоровью бережно.

Другие моменты, связанные с звукозаписью, больше психологические и организационные, но тем не менее, очень важные. Вот классическая ситуация, которая может привести к творческому кризису: музыкант, играя репетиции и помногу записываясь дома, перестает чувствовать мелодию, углубляется в чисто физическую отшлифовку композиции, при этом упускает главную мысль своего произведения и сильно теряет в музыкальности. Вспомните, когда на радио выходит новый хит, его хочется слушать и слушать, он заставляет душу волноваться, за новой песней человек сразу же бежит сломя голову в музыкальный ларек на базаре (большинство все же ищут сайты с бесплатными mp3-шками). После десятка дублей душа уже никак не реагирует на приобретенный хит, музыка приедается и человек часто не понимает вообще, чем этот набор звуков мог его заинтересовать.

В собственном творчестве происходит то же самое, но несколько сложнее из-за того, что музыкант так или иначе относится к себе критически. Записанный фрагмент с каждым дублем, музыканту нравится все меньше, а новая мелодия кажется все банальнее. Самое важное в такой ситуации дать фрагменту отлежаться несколько дней, прислушаться к мнению знакомых и не спешить переделывать песню. Другой вариант - написать несколько вариантов композиции и с помощью близких и друзей выбрать лучший вариант. В этих ситуациях и проявляется огромное преимущество домашней звукозаписи - выбирать, экспериментировать и привлекать для оценки сторонних слушателей.

Еще один момент - "боязнь рекордера". Как только включают запись, музыкант начинает концентрироваться на четкости, зажимается, суетится и как результат - большие и грубые ошибки в исполнении. Происходит это от неуверенности в собственных силах, это то же самое, что и волнение перед концертом - это чувство испытывают все, даже самые матерые сессионщики. Причем не только в студии, а даже у себя дома в полном одиночестве. В домашних стенах надо все силы направлять на искоренение этой "болезни", надо больше заниматься, больше записываться, перед записью необходимо разогреться на каких-то быстрых и веселых вещах.

Играть и петь следует эмоционально, но ровно, надо помнить, что резкие скачки хоть и сглаживаются компрессорами\лимитерами, но не всегда это сглаживание происходит адекватно. Динамические перепады вообще довольно сложное явление, требуется хороший опыт по нормализации записанных композиций, так что поучиться в этом плане придется немало.

Под конец хотелось бы пожелать всем музыкантам творческих успехов и духовного подъема в творчестве, стоит помнить, что именно из домашних стен часто выносятся произведения, которые совершают потом перевороты в музыкальном мире и стилистике. Играйте, записывайтесь и радуйте себя и своих окружающих новыми композициями.

Есть мнение, что для создания музыки подойдёт любой компьютер, выпущенный после 2001 года. Это мнение частично оправданно: все современные ПК справляются с многоканальной записью. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке - наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах - вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки - совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок - их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, - это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

decks.co.uk

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение - кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

amazon.com

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW - программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo - самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic - естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь - недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты - VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга - постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты - люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё . На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

Студия звукозаписи на дому, пожалуй, - мечта любого музыканта, композитора, аранжировщика. С вами не раз случалось такое, что в голове возникала гениальная идея и ее срочно-пресрочно нужно было записать на звуковой файл, или же к вам пришла муза и сиюминутно душа требовала записать демо нового хита. В таких случаях понимаешь, что домашняя студия это наилучший выход из положения. Ведь это инструмент, когда всегда под рукой. В любое время дня и ночи.

Благо, в нашем технологичном 21 веке эта мечта вполне себе может стать реальностью. В каждом доме теперь присутствует как минимум один компьютер, а то и на каждого члена семьи. А это означает, что отныне у каждого из нас есть уникальная возможность наладить качественную запись и мастеринг звука, не выходя из дома!

Информация, предоставленная ниже, - результат не одного года кропотливой работы, проб и ошибок моих коллег битмейкеров, моего накопленного личного опыта. Я считаю, что опытом нужно делиться, т.к. я верю в утверждение: сегодня ты поможешь, а завтра тебе. Да и плюс к карме никто не отменял)) Что ж, приступим!

Так из чего же состоит домашняя студия?

Комп либо ноут

Звуковая карта

Студийные мониторы колонки наушники

Станут большими помощниками в работе:

Миди -клавиатура контроллер

Микрофон

Живые инструменты

А теперь давайте рассмотрим все это по отдельности.

1.Компьютер или ноутбук

Уверен, что сейчас уже у всех есть компы, но если вы серьезно подошли к делу, возможно, вашего железного друга придется обновить.

Основные пункты:

На жестком диске должно быть много свободного места для плагинов, семплов, проектов и тому подобному, не стоит забивать свободное пространство хламом, т.к. каждый мегабайт может пригодиться. Хорошо было бы иметь дополнительный жёсткий диск. Уделите внимание тому, какой стоит процессор, потому что, если он слабый, то DAW (Digital Audio Workstation или другими словами секвенсор) будет адски тупить.

Аудио интерфейс, звуковая карта, микшер

Следующий немаловажный этап позаботиться, куда будут подключены студийные мониторы, микрофон.

Вот парочка вариантов:

USB-аудио интерфейс ROLAND TRI-CAPTURE

M-AUDIO M-TRACK

NATIVE INSTRUMENTS KOMPLETE AUDIO 6

Студийные мониторы, колонки, наушники

Самый идеальный вариант сведения, конечно, - это студийные мониторы. Но существуют разные причины, по которым не все могут себе их позволить. В таком случае на помощь приходят обыкновенные качественные колонки или даже наушники.

YAMAHA HS50M

YAMAHA HS80M

AKG K141 MKII

SENNHEISER HD 439

Миди-клавиатура, контроллер

Следует сказать, что присутствие у вас дома мидишки существенно облегчит вам жизнь. Намного удобнее наигрывать/набивать партии на специальной клавиатуре, нежели калякать в Piano-Roll. Мой совет: берите клавиатуру на 24 клавиши. Достаточно удобно.

Если стоит задача открыть студию звукозаписи (домашнюю или коммерческую), многие задаются вопросами: — с чего начать? что купить первым? что обязательно в студии? на что сделать акцент?

Для того, чтобы ответить на данные вопросы, тщательно обдумайте дальнейшие планы и решите, вы будете записывать только вокал и инструменты, или же еще будете делать запись живой ударной установки? Если вы хотите полный комплекс, тогда и помещение будет в разы больше. Если вы создаете студию чисто для себя и хотите получить достойное качество записи, тогда Вам понадобится не так уж и много техники:

  1. Компьютер — он же рабочая лошадка. Это должен быть мощный аппарат, чтобы мог тянуть не только один проект, но и 50-70 дублей вокала спетых кристально чисто. Какую выбрать DAW для работы — это вопрос Вашего вкуса. Разницы в качестве между ними нет. Если раньше какая-то программа была предназначена для работы с midi, какая-то для обработки и имела более расширенный функционал, то сейчас это большие станции, которые включают в себе все возможное. Мы остановились на программе Samplitude Pro X3 Suite, которая не так разрекламирована, как ее коллеги по цеху, но имеет все необходимое для сведения и мастеринга. Как ускорить компьютер для работы можно прочесть здесь:
  2. Звуковая карта (их мы рассматривали здесь: ). Заглядывая наперед, хотелось бы сразу подчеркнуть — встроенные карты в ПК не подходят для профессиональной работы. Они предназначены не для музыки, а для технического воспроизведения. Что и говорить, через такие карты вы не сделаете качественную запись какого-либо инструмента. Единственная звуковая карта в своем роде, которую хотелось бы выделить (которую можно встроить в компьютер) — это карта от компании RME. У них множество моделей как внешних, так и внутренних карт, но их стоимость стартует от 400$. Но это все равно не решит вопрос качественной записи инструментов, и нужно присмотреться к внешним картам с DI-Box-ом (чтобы не захватывались шумы той же электро гитары).
  3. Микрофон . Какая студия звукоЗАПИСИ без микрофона? правильно — никакая! 🙂 Микрофон это самое щепетильное, что может в ней быть. Если вы собираете студию под себя — не ориентируйтесь на стоимость, а приезжайте в музыкальные магазины и пробуйте как ваш голос будет в нем звучать. Часто бывает так, что у кого-то голос звучит лучше в микрофоне за 200$, чем в микрофоне за 1000$. Бывает и наоборот. Не смотрите на названия и маркетинговые ходы. Студийный микрофон за 90$ вовсе не гарантирует вам хорошую запись. Присмотритесь к классическим моделям, которые многие годы используются и до сих производятся. Мы не решимся советовать что-то конкретное, это скорее дело вкуса.
  4. Мониторы . Если вы хотите слышать правильный звук, то колонки с домашнего кинотеатра не подойдут. Вам нужны студийные мониторы, которые предназначены для калибровки звука и имеют ровную АЧХ. Важно подчеркнуть, что делать сведение на 3-х дюймовых мониторах не стоит. Вы потеряете очень много информации в низах и нижней середине. Рассматривайте сразу 5 — 8-ми дюймовые (в зависимости от помещения), и желательно с сабвуфером. Стоимость хорошего монитора (а чаще всего их стоимость указывается за одну колонку) стартуют от 300$ (пара обойдется в 600$ и больше).
  5. Наушники . Если нет возможности приобрести мониторы — возьмите хорошие наушники (решение подойдет только для домашней студии). Какие именно наушники воспроизводят кристальный звук, мы рассматривали в этой статье: . Естественно, в наушниках вы не сможете проконтролировать, как микс поведет себя на большой акустике, потому стоит сразу присматриваться к пункту 4. В случае, если вы не умеете делать сведение и мастеринг, либо не имеете нужно аппаратуры, либо нужно сделать быстро, либо… что-то еще, — под любым предлогом приходите к нам! Мы сделаем сведение и мастеринг недорого и качественно, что существенно сэкономит Вам время и расходы.
  6. Предусилитель (преамп) . Для микрофона понадобится неплохого качества предусилитель, чтобы сразу насытить и обогатить запись. Если вы сравните накопление в микрофон напрямую с карты и через него, то разница будет очень существенной. Это упрощает работу и позволит раскрыть Ваш голос.
  7. Микшерный пульт . Студия звукозаписи просто обязана иметь на борту хотя бы недорогой микшерный пульт. При записи голоса или инструментов вам будет очень удобно выстроить нужны баланс и даже сделать панорамирование. Обратите внимание на «старичков» данных аппаратов и не покупайте дешевые аналоги, которые будут вносить шум и артефакты в записываемый материал.
  8. Звукоизоляция . Записывать материал интересно, но при обработке может выйти так, что фоновые звуки, шаги, щелчки и другие артефакты будут захватываться микрофоном. Также при сведении и мастеринге звук может отражаться от стен и это создаст частотную неразбериху. Чтобы максимально сильно это исключить — нужно сделать изоляцию комнаты. Для этого достаточно специального поглощающего поролона. Стоимость на него разная — от 3$ за пласт 50*50 см
  9. DAW контроллер . Вы удивитесь, насколько удобно и быстро можно управлять проектом через микшер для программы. Вам не придется делать лишних движений мышкой по мелким элементам микшера на мониторе и сможете все выстроить своими пальцами. К сожалению микшерные пульты не выполняют данной функции, хотя это бы существенно упростило процесс.
    Среди наиболее популярных можно выделить Avid Artist Control V2, Preconus FADEPORT, Avid Artist Mix и Behringer X-Touch Universal.
  10. Коммутация и ИБП. Как бы смешно не звучало, но ИБП (источник бесперебойного питания) обязан быть в каждой студии на случай непредвиденных обстоятельств. Крайне обидно и досадно, когда в DAW программе не настроено автоматическое сохранение проекта, и тут в один миг отключается свет и Ваша 3-х или 5-ти часовая работа просто слетает без возможности восстановления. В этом случае вас спасет ИБП, который даст 10-15 минут на спокойное сохранение и выключение компьютера.

Если вы создаете коммерческую студию, тогда стоит присмотреться еще к таким деталям.

  1. Обязательно, для контроля и мониторинга сводимого вами проекта, нужно проводить шит-контроль звука. Что это и для чего это нужно, мы рассматривали в статье: .
  2. Когда Ваша мониторная линия расширится, станет вопрос регулирования баланса мониторов. Согласитесь, будет крайне не удобно бегать включать/выключать мониторы, чтобы послушать как и что звучит. Для этого Вам понадобится контроллер мониторов. Среди наиболее популярных можно выделить две модели, которые часто встречаются в мировых студиях миксинга и мастеринга: Mackie BIG KNOB и Behringer Xenyx CONTROL2USB.
  3. Часто происходит так, что клиенты просят записать или переписать некоторые партии инструментов. Наиболее востребованными в студиях звукозаписи являются гитары. Возьмите себе на борт пару акустических и электро-гитар для таких потребностей.
  4. Микрофоны. Если вы планируете записывать инструменты и ударные установки, то под каждую задачу будут нужны разного типа микрофоны. Это влетит в хорошую копеечку, так как для каждого инструмента, тарелки, рабочего барабана и так далее — понадобятся отдельные микрофоны, которые наиболее точно и правильно передадут звук.
  5. Большой микшерный пульт. Мы писали ранее, что для домашней студии звукозаписи будет достаточно небольшого размера пульт, но если вы будете записывать ударную установку или кавер-бенды, все это нужно будет вывести через пульт в программу и сразу же вывести баланс и панораму. Здесь без хорошего дорого пульта не обойтись. В ином случае Вам грозит частотная неразбериха и полнейшая каша в проекте.