Приставка зависит от лексического значения. «Правописание приставок в русском языке

Варианты формулировки задания: В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Согласные приставок (кроме приставок на -З, -С) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения? В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой? В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»? В каком слове правописание приставки определяется её значением – неполнота действия? В каком слове правописание приставки определяется её значением – приближение? В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З (С), перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С»? В каком слове правописание приставки определяется её значением – неполнота действия? В каком случае написание приставки зависит от ударения? В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? Как выполнять такое задание? Для выполнения задания необходимо знать правописание приставок. 1. Правописание, зависящее от ударения РАЗ-(РАС-) РОЗ- (РОС-) без ударения пишется -А- РАСколоть, РАСписание под ударением пишется -О- РОСпись 2. Правописание, зависящее от ударения НИ - без ударения НЕ - под ударением НИкогда, НИчего, НИкуда НЕкогда, НЕчто, НЕкоторый 3. Правописание, зависящее от значения ПРЕ- ПРИ- 1. = ОЧЕНЬ ПРЕбольшой – очень большой 2. = ПЕРЕ- ПРЕступник – тот, кто ПЕРЕступил закон ПРЕвращение Запомнить: Преследование претензия претендовать препятствие камень преткновения превратный (неверный, изменчивый) пренебрежение прельстить предать земле президиум президент прерогатива (исключительное право) превалировать (преобладать) 1. Приближение, близость ПРИбрежный ПРИехать 2. Присоединение ПРИстроить 3. Неполное (незаконченное) действие ПРИостановить ПРИоткрыть Запомнить: приключение притязание присягать привилегия примитивный причудливый неприступный приоритет (первенство) приватный (неофициальный) приватизация (переход в частные руки) Различия в значении (по контексту) Презирать (не уважать) – призирать (заботиться) Предать (выдать кого-то) – придать (добавить) Пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) Преступить (нарушить) – приступить (начать) Преемник (наследник) – приемник (принимает что-либо) Преклоняться (уважать) – приклоняться (наклоняться) Претворить (осуществить) – притворить (закрыть) Преходящий (вечный) – приходящий (приходит) 4. Правописание, зависящее от последующей буквы Приставка на З- Приставка на С- если после приставки стоит звонкий согласный РАЗбудить, ВЗбираться если после приставки стоит глухой согласный РАСписаться, ВСтряхнуть Запомнить: слов с приставкой З- нет. В словах: здесь, здание, здоровье, здравствуйте, здравница – З входит в состав корня 5. Единообразно пишутся приставки: В- , ВО- , ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПАРА-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ПРА-, ПРЕД-, ПРО-: ДОгонишь, НАДписал, ОБъхать, ПРЕДъявляешь.

Теория

Правописание приставок

I. Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:

О- : обежать, остановка, одуматься

у- : увести, убежал, успокоиться

до- : дожить, дойти, доставка

по- : побежать, подворье, посмотреть

про- : прокатить, пробел, просмотр

пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык

на- : нападки, накрыть, надавить

за- : закрыть, заключенный, запутать

над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться

под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать

от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть

об-(обо-): облететь, обтереть, обойти

в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь

вы- : вылавливать, выход, выстоять

пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь

пере-: перерыв, перелить, перекос

с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

дез- : дезинформировать

контр- : контраргумент

транс- : трансатлантический

пост- : постмодернизм

суб- : субкультура

супер- : супергерой

пан- : паневропейский

II. В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

без-/бес- безработный, бессмертный

раз-/рас- разрозненный, распуститить

воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход

из-/ис- избежать, испуг

низ-/нис- низвергать, нисходить

через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при- .

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например : прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда. Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить,

3) «недодействие»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие»

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо»

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:

рас-/рос (раз-/роз-)

Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква о.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

обобщение материала по теме правописание приставок в русском языке. Можно использовать при продготовке к ОГЭ


«План-конспект рефлексии»

Цель:

Ход урока:

Для того, чтобы определить тему урока нам нужно отгадать загадку -

Перед корнем пишется... (приставка)

Что такое приставка, дайте определение.

1. Словосочетания на слайде(12), необходимо записать в тетрадь и разделить на группы с похожими приставками.

2. Самопроверка – правильный выбор на слайде

отбросить в сторону обежать вокруг дома

сделать уроки

придорожное кафе прекрасный рисунок

воздать по заслугам

бестактный поступок

расчищать аллеи

На какие группы мы можем разделить все приставки в русском языке? По какому принципу?

Слайд с классификацией – таблицей

ПРИСТАВКИ

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Пре-, при-

3.Работа в группах - каждая вытягивает задание. На карточках словосочетания на правописание приставок. На выполнение 6-8 минут. Прилагается теория – правило написание приставок

1 группа – теория:

2 группа – теория:

3 группа – теория: Гласная буква И в приставке ПРИ- пишется, если она обозначает –

Приближение, присоединение, прибавление – приехать, пришить

4 группа – теория: Гласная буква Е в приставке ПРЕ- пишется, если приставка имеет значение –

1. близкое к слово ОЧЕНЬ – премудрый(очень мудрый)

.

4. Защита у доски- теории 1 человек и практический показ- 4 человека. Оценивает работу группы весь класс.

5. Работа с текстами – все ребята выполняют 4 задания на поиск необходимой приставки. Самопроверка по слайду. Каждый выясняет, что ему повторить дома – где допущены ошибки.

6.Итог урока:

- На какие группы делятся приставки русского языка?

- от чего зависит их написание?

Лист успеха:

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал для урока рефлексии»

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Приставки, написание которых зависит от их значения

Морфологический принцип орфографии

Над-, от-, под-, об-, в-, с-, по-, про-, до -,о-, на- и др.

Фонетический принцип орфографии

Без-, воз (вз)-, из-, низ-, раз-, роз- и др. и те же приставки с буквой С

Пре-, при-

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Приставки, написание которых зависит от их значения

Морфологический принцип орфографии

Над-, от-, под-, об-, в-, с-, по-, про-, до -,о-, на- и др.

Фонетический принцип орфографии

Без-, воз (вз)-, из-, низ-, раз-, роз- и др. и те же приставки с буквой С

Пре-, при-

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Приставки, написание которых зависит от их значения

Морфологический принцип орфографии

Над-, от-, под-, об-, в-, с-, по-, про-, до -,о-, на- и др.

Фонетический принцип орфографии

Без-, воз (вз)-, из-, низ-, раз-, роз- и др. и те же приставки с буквой С

Пре-, при-

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Приставки, написание которых зависит от их значения

Морфологический принцип орфографии

Над-, от-, под-, об-, в-, с-, по-, про-, до -,о-, на- и др.

Фонетический принцип орфографии

Без-, воз (вз)-, из-, низ-, раз-, роз- и др. и те же приставки с буквой С

Пре-, при-

1 группа – теория: В приставках, оканчивающихся на З-,С-, перед последующими звонкими согласными пишется З, а перед глухими - С, в соответствии с произношением.

Карточка: бе…защитное существо, бе..предельная даль, бе…заботный человек, бе..срочный отпуск, бе…временная кончина, бе…честная сделка, во..креснуть из мёртвых, прово…гласить лозунг, и..брать депутата, с..портить вещь, ра…копанный клад, ра…бросанные вещи, ис..сякнувший источник, во…питать ребёнка, ра…следовать преступление.

1 группа – теория: В приставках, оканчивающихся на З-,С-, перед последующими звонкими согласными пишется З, а перед глухими - С, в соответствии с произношением.

Карточка: бе…защитное существо, бе..предельная даль, бе…заботный человек, бе..срочный отпуск, бе…временная кончина, бе…честная сделка, во..креснуть из мёртвых, прово…гласить лозунг, и..брать депутата, с..портить вещь, ра…копанный клад, ра…бросанные вещи, ис..сякнувший источник, во…питать ребёнка, ра…следовать преступление.

1 группа – теория: В приставках, оканчивающихся на З-,С-, перед последующими звонкими согласными пишется З, а перед глухими - С, в соответствии с произношением.

Карточка: бе…защитное существо, бе..предельная даль, бе…заботный человек, бе..срочный отпуск, бе…временная кончина, бе…честная сделка, во..креснуть из мёртвых, прово…гласить лозунг, и..брать депутата, с..портить вещь, ра…копанный клад, ра…бросанные вещи, ис..сякнувший источник, во…питать ребёнка, ра…следовать преступление.

1 группа – теория: В приставках, оканчивающихся на З-,С-, перед последующими звонкими согласными пишется З, а перед глухими - С, в соответствии с произношением .

Карточка: бе…защитное существо, бе..предельная даль, бе…заботный человек, бе..срочный отпуск, бе…временная кончина, бе…честная сделка, во..креснуть из мёртвых, прово…гласить лозунг, и..брать депутата, с..портить вещь, ра…копанный клад, ра…бросанные вещи, ис..сякнувший источник, во…питать ребёнка, ра…следовать преступление.

1 группа – теория: В приставках, оканчивающихся на З-,С-, перед последующими звонкими согласными пишется З, а перед глухими - С, в соответствии с произношением.

Карточка: бе…защитное существо, бе..предельная даль, бе…заботный человек, бе..срочный отпуск, бе…временная кончина, бе…честная сделка, во..креснуть из мёртвых, прово…гласить лозунг, и..брать депутата, с..портить вещь, ра…копанный клад, ра…бросанные вещи, ис..сякнувший источник, во…питать ребёнка, ра…следовать преступление.

2 группа – теория: Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: – обтесать, отбить, надписать, вкрутую, сделать, дописать

Карточка: …бежать с урока, …здороваться за руку, ….густить краски, ….грузить вещи, …дача в магазине, …здесь холодно, построена …дание….здравницы, о..бить охоту, на..пись на конверте, о..бирать мусор, …писать задание, пре..чувствовать беду, по..водный мир, ..бить с толку, п…р…писать задачу.

2 группа – теория: Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: – обтесать, отбить, надписать, вкрутую, сделать, дописать

Карточка: …бежать с урока, …здороваться за руку, ….густить краски, ….грузить вещи, …дача в магазине, …здесь холодно, построена …дание….здравницы, о..бить охоту, на..пись на конверте, о..бирать мусор, …писать задание, пре..чувствовать беду, по..водный мир, ..бить с толку, п…р…писать задачу.

2 группа – теория: Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: – обтесать, отбить, надписать, вкрутую, сделать, дописать

Карточка: …бежать с урока, …здороваться за руку, ….густить краски, ….грузить вещи, …дача в магазине, …здесь холодно, построена …дание….здравницы, о..бить охоту, на..пись на конверте, о..бирать мусор, …писать задание, пре..чувствовать беду, по..водный мир, ..бить с толку, п…р…писать задачу.

2 группа – теория: Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: – обтесать, отбить, надписать, вкрутую, сделать, дописать

Карточка: …бежать с урока, …здороваться за руку, ….густить краски, ….грузить вещи, …дача в магазине, …здесь холодно, построена …дание….здравницы, о..бить охоту, на..пись на конверте, о..бирать мусор, …писать задание, пре..чувствовать беду, по..водный мир, ..бить с толку, п…р…писать задачу.

2 группа – теория: Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: – обтесать, отбить, надписать, вкрутую, сделать, дописать

Карточка: …бежать с урока, …здороваться за руку, ….густить краски, ….грузить вещи, …дача в магазине, …здесь холодно, построена …дание….здравницы, о..бить охоту, на..пись на конверте, о..бирать мусор, …писать задание, пре..чувствовать беду, по..водный мир, ..бить с толку, п…р…писать задачу.

3 группа – теория:

Расположение вблизи чего-нибудь – пригород, пришкольный

Неполноту действия – приоткрыть, притормозить

Карточка: пр…амурский регион, пр..балтийская республика, пр.ветственная речь, пр.встать со стула, пр.воротное зелье, сердечная пр…вязанность, пр…бивать гвозди, пр…озёрный край, пр…бавить в весе, пр…ступить к работе, пр…мечать ошибки, пр..остановиться у дома, пр..бывать на станцию, пр..браться в комнате, пр..мирить спорящих .

3 группа – теория: Гласная буква И в приставке ПРИ- пишется, если она обозначает – Приближение, присоединение, прибавление – приехать, пришить

Расположение вблизи чего-нибудь – пригород, пришкольный

Неполноту действия – приоткрыть, притормозить

Карточка: пр…амурский регион, пр..балтийская республика, пр.ветственная речь, пр.встать со стула, пр.воротное зелье, сердечная пр…вязанность, пр…бивать гвозди, пр…озёрный край, пр…бавить в весе, пр…ступить к работе, пр…мечать ошибки, пр..остановиться у дома, пр..бывать на станцию, пр..браться в комнате, пр..мирить спорящих .

3 группа – теория: Гласная буква И в приставке ПРИ- пишется, если она обозначает – Приближение, присоединение, прибавление – приехать, пришить

Расположение вблизи чего-нибудь – пригород, пришкольный

Неполноту действия – приоткрыть, притормозить

Карточка: пр…амурский регион, пр..балтийская республика, пр.ветственная речь, пр.встать со стула, пр.воротное зелье, сердечная пр…вязанность, пр…бивать гвозди, пр…озёрный край, пр…бавить в весе, пр…ступить к работе, пр…мечать ошибки, пр..остановиться у дома, пр..бывать на станцию, пр..браться в комнате, пр..мирить спорящих .

3 группа – теория: Гласная буква И в приставке ПРИ- пишется, если она обозначает – Приближение, присоединение, прибавление – приехать, пришить

Расположение вблизи чего-нибудь – пригород, пришкольный

Неполноту действия – приоткрыть, притормозить

Карточка: пр…амурский регион, пр..балтийская республика, пр.ветственная речь, пр.встать со стула, пр.воротное зелье, сердечная пр…вязанность, пр…бивать гвозди, пр…озёрный край, пр…бавить в весе, пр…ступить к работе, пр…мечать ошибки, пр..остановиться у дома, пр..бывать на станцию, пр..браться в комнате, пр..мирить спорящих .

3 группа – теория: Гласная буква И в приставке ПРИ- пишется, если она обозначает – Приближение, присоединение, прибавление – приехать, пришить

Расположение вблизи чего-нибудь – пригород, пришкольный

Неполноту действия – приоткрыть, притормозить

Карточка: пр…амурский регион, пр..балтийская республика, пр.ветственная речь, пр.встать со стула, пр.воротное зелье, сердечная пр…вязанность, пр…бивать гвозди, пр…озёрный край, пр…бавить в весе, пр…ступить к работе, пр…мечать ошибки, пр..остановиться у дома, пр..бывать на станцию, пр..браться в комнате, пр..мирить спорящих .

4 группа – теория:

2. близкое с приставке ПЕРЕ- прервать –перервать

Карточка: пр..дать друга, пр..милый ребёнок, пре..мудрый пискарь, пр..мерзкая погода, пр..опасная ситуация, пр..огромная территория, пр..бывать в сгороде, пр..дание старины глубокой, пр..вратности судьбы, пр..старелый родственник, пр..пираться из-за мелочей, пр..ступить закон, пр..увеличивать страхи, пр..ображать рисунок, пр..большой подарок

4 группа – теория: Гласная буква Е в приставке ПРЕ- пишется, если приставка имеет значение – 1. близкое к слово ОЧЕНЬ – премудрый(очень мудрый)

2. близкое с приставке ПЕРЕ- прервать –перервать

Карточка: пр..дать друга, пр..милый ребёнок, пре..мудрый пискарь, пр..мерзкая погода, пр..опасная ситуация, пр..огромная территория, пр..бывать в сгороде, пр..дание старины глубокой, пр..вратности судьбы, пр..старелый родственник, пр..пираться из-за мелочей, пр..ступить закон, пр..увеличивать страхи, пр..ображать рисунок, пр..большой подарок

4 группа – теория: Гласная буква Е в приставке ПРЕ- пишется, если приставка имеет значение – 1. близкое к слово ОЧЕНЬ – премудрый(очень мудрый)

2. близкое с приставке ПЕРЕ- прервать –перервать

Карточка: пр..дать друга, пр..милый ребёнок, пре..мудрый пискарь, пр..мерзкая погода, пр..опасная ситуация, пр..огромная территория, пр..бывать в сгороде, пр..дание старины глубокой, пр..вратности судьбы, пр..старелый родственник, пр..пираться из-за мелочей, пр..ступить закон, пр..увеличивать страхи, пр..ображать рисунок, пр..большой подарок

4 группа – теория: Гласная буква Е в приставке ПРЕ- пишется, если приставка имеет значение – 1. близкое к слово ОЧЕНЬ – премудрый(очень мудрый)

2. близкое с приставке ПЕРЕ- прервать –перервать

Карточка: пр..дать друга, пр..милый ребёнок, пре..мудрый пискарь, пр..мерзкая погода, пр..опасная ситуация, пр..огромная территория, пр..бывать в сгороде, пр..дание старины глубокой, пр..вратности судьбы, пр..старелый родственник, пр..пираться из-за мелочей, пр..ступить закон, пр..увеличивать страхи, пр..ображать рисунок, пр..большой подарок

4 группа – теория: Гласная буква Е в приставке ПРЕ- пишется, если приставка имеет значение – 1. близкое к слово ОЧЕНЬ – премудрый(очень мудрый)

2. близкое с приставке ПЕРЕ- прервать –перервать

Карточка: пр..дать друга, пр..милый ребёнок, пре..мудрый пискарь, пр..мерзкая погода, пр..опасная ситуация, пр..огромная территория, пр..бывать в сгороде, пр..дание старины глубокой, пр..вратности судьбы, пр..старелый родственник, пр..пираться из-за мелочей, пр..ступить закон, пр..увеличивать страхи, пр..ображать рисунок, пр..большой подарок

Тексты для поиска приставок:




Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……

Я бы ещё хотел….

Просмотр содержимого презентации
«урок-рефлексия»



Тема урока: «Правописание приставок в русском языке»

Цель:

1. Классифицировать приставки по группам.

2. Отработать задание №4 в тестовой части ГИА в 9 классе.



В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется...

(приставка)

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.





отбросить в сторону

обежать вокруг дома

придорожное кафе

прекрасный рисунок

изжить недостатки воссоздать по памяти

сделать уроки

воздать по заслугам

бестактный поступок

расчищать аллеи



ПРИСТАВКИ

Не изменяемые на письме

Изменяемые на письме

Морфологический принцип орфографии

Приставки, написание которых зависит от их значения

Над-, от-, под-, об-, в-, с-, по-, про-, до -,о-, на- и др.

Фонетический принцип орфографии

Без-, воз (вз)-, из-, низ-, раз-, роз- и др. и те же приставки с буквой С

Пре-, при-



1 задание: ПРИлёг, ПРИподняв

2 задание: РАСправились

3 задание: РАСкалённому

4 задание: ПРИнесла



Лист успеха: (заполняет каждый индивидуально)

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

Мне понравилось на уроке….

Мне было трудно……