Машинно тракторные станции ссср. Машинно-тракторные станции — индустриальная база колхозного производства

В 1958 г. – ликвидация МТС (машинно-тракторных станций). Колхозы отвечали за окончательные результаты работы, но основные сельскохозяйственные работы вели МТС. Получалось как бы 2 хозяина. Решено было передать за плату технику МТС непосредственно колхозам. Это несколько укрепило материально-техническую базу хозяйств. Однако в целом сельское хозяйство республики развивалось медленно, экономическ

ое положение большинства колхозов и совхозов оставалось тяжелым.

Попыткой выработать эффективную аграрную политику явились решения мартовского пленума ЦК КПСС 1965 г. Они предусматривали меры по росту капиталовложений в сельское хозяйство, увеличению поставки техники в колхозы и совхозы, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Деревня получила большое количество техники, были проведены работы по мелиорации 2,5 га, химизации земель, развернулась специализация производства.

На конец 1985 г. в сельском хозяйстве республики насчитывалось 87,8 тыс. грузовых автомобилей, 131,2 тыс. тракторов, 34,9 тыс. зерноуборочных комбайнов. Однако достойной отдачи от всего этого не было. Темпы прироста продукции сельского хозяйства неуклонно падали. В БССР среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составляли: 5,7% – в 8 пятилетке; 2,6% – в 9; 1,5% – в 10; 1,6% – в 11. Практически не росла урожайность зерновых. За 15 лет (1970–1985) она увеличилась в целом по СССР всего на 600 кг и составила 16 ц/га, в то же время в Голландии – 70 ц/га; Китае – 47 ц/га; Венгрии – 53 ц/га. В БССР урожайность за 1971–1985 гг. оставалась на одном уровне – 21,5 ц/га.

Положение осложнялось большими потерями уже готовой сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке, переработке и хранении. Так, в 70-е гг. потери зерна составили 20%, картофеля – 49%, овощей – 33%.

Причины такого положения – экстенсивное развитие и командно-административные методы.

2. Образование, наука и культура в середине 50-х – середине 80-г гг.

В конце 50-х гг. происходят изменения и в сфере образования.

В декабре 1958 г. принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Вместо 7-летнего всеобщего образования вводилось 8-летнее (с 1959 г.). Средняя школа стала 11-леткой с обязательным производственным обучением (УПК). Создавались школы-интернаты, целью которых являлось создание более благоприятных условий для всестороннего развития детей и их воспитания (в 1969–70 гг. в Беларуси было 115 таких школ). При школах создавались группы продленного дня.

В августе 1959 г. были утверждены новые учебные планы для всех типов школ, в которых большое внимание уделялось отражению достижений науки и техники, предусматривали значительное увеличение удельного веса лабораторных работ.

В 1964 г. – опять вводится 10-летка. С 1966 г. профессиональная подготовка стала необязательной, т.к. в большинстве школ не было для этого необходимой материальной базы.

В 1977 г. вводится всеобщее 10-летнее среднее образование.

В 1970–71 г. начальная школа стала 3-летней. А систематический курс основ наук начал преподаваться с 4 класса. В результате многие начальные школы, особенно на селе, стали закрываться.

Негативные моменты:

1) школьные программы были очень тяжелыми, что приводило к перегрузке учеников;

2) командная догматическая педагогика;

3) усилилась политика дальнейшего свертывания использования белорусского языка в школе.

Н.С. Хрущев в 1959 г. в Минске на праздновании 40-летия БССР сказал: «Чем быстрее все мы будем разговаривать на русском языке, тем быстрее построим коммунизм». Это привело к тому, что в середине 80-х гг. только 23,1% школ работали на белорусском языке и то практически все в сельской местности.

Специалистов среднего звена в республике готовило 139 техникумов и училищ (1985 г.), из них 18 мед. училищ.

Высшее образование. К 1985 г. в республике было 33 вуза, в том числе 3 университета: в Гомеле (с 1969), Гродно (с 1978 г.) и БГУ (с 1921). 3 мед. института – в Минске факультет БГУ, Витебске (с 1934), Гродно (с 1958), а в Гомеле – с 1990 г.; также Минский РТИ; Могилевский машиностроительный институт; Брестский инженерно-строительный; Гомельский политехнический и т.д. Общее число выпускников вузов в республике выросло с 10 тыс. в 1960 г. до 31,9 тыс. в 1985 г.

Большое значение предавалось науке. В 1985 г. в республике действовало 167 научных учреждений. Более 1 тыс. докторов наук, 13 тыс. кандидатов. Мощный и авторитетный центр – АН БССР (124 академика, 2349 докторов и кандидатов наук. Они занимались фундаментальными исследованиями по союзным и республиканским программам).

Литература. 2-я половина 50-х – начало 60-х гг. – это период так называемой хрущевской «оттепели». Это связано с развенчанием культу личности Сталина и реабилитацией жертв репрессий. Начали опять печататься некоторые произведения Т. Гартного (Желунович), П. Головача, А. Дудара, М. Зарецкого, М. Чарота и др.

Многие вернулись из лагерей: В. Дубовка, Я. Пушча, С. Шушкевич, С. Граховский и др. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности принесло с собой новое поколение литераторов: А. Адамович, В. Быков, Р. Барадулин, В. Короткевич, И. Науменко, И. Чигринов и т.д. (в 1985 г. союз писателей БССР – 364 чел.).

Не смотря на некоторую либерализацию политической жизни власти вмешивались в творческую жизнь. Резкой критике было подвергнуто произведение А. Кулаковского «Добросельцы» (1958). Автора обвинили в искажении жизни деревни, в искажении советской действительности. Кулаковского сняли с должности главного редактора журнала «Маладосць». Однако творческий процесс продолжался.

И. Мележ. Романы «Людзi на балоце», «Подых навальнiцы». Он получил в 1972 г. Ленинскую премию за это произведение.

М. Танк получил ленинскую премию в 1978 г. за сборник стихов «Нарачанскiя сосны».

И. Шамякин – романы «Сэрца на далонi» (1963), «Атланты и Карыяцiды» (1974), «Вазьму твой боль» (1979) и др. В 1981 г. он стал героем соцтруда.

К. Крапива – пьесы «Людзi i дзьяблы», «Прама няўмяручасцi» (Ворота бессмертия), «На вастрыi». В 1975 г. стал героем соцтруда. Также звания героя получили П. Бровка, М. Танк, В. Быков.

В 70–80-е гг. в литературу пришло новое поколение – В. Некляев, А. Розанов, А Дударев и др.

В марте 1972 г. основано издательство «Художественная литература», а в январе 1981 г. – издательство «Юность». Но произведения выходили в основном на русском языке: из изданных в 1985 г 3431 книги и брошюры, только 393 были белорусскоязычными.

Политика русификации наложила отпечаток и на театр. Хоть количество театров и увеличилось с 11 в 1960 г. до 17 в 1985 г., но только три из них являлись белорусскоязычными. В 1985 г. за спектакль «Рядовые» (автор А. Дударев) Государственный академический театр им. Я. Купалы получил государственную премию СССР.

Музыка. Ю. Семеняка – оперы «Калючая ружа», «Калi ападае лiсце», «Зорка Венера», «Новая зямля»; Д. Смольский – оперы «Сiвая легенда», «Францыск Скарына»; С. Кортес – оперы «Джордано Бруно», «Матухна Кураж». В песенном жанре работали Л. Захлевны, И. Лученок, Э. Ханок.

В конце 1920 - начале 1930-х в СССР по инициативе ВКП (б) проходила массовая коллективизация в сельских населенных пунктах. Процесс коллективизации и создания крупных сельскохозяйственных предприятий социалистического типа тормозился отсутствием материально-технической базы на селе. Крестьяне не были заинтересованы работать на государство, которое использует физический труд людей, не давая за это практически никакой оплаты.

Что такое МТС в СССР?

В 1929 году на анализировали ситуацию в сельском хозяйстве страны. Руководство партии в очередной раз подчеркнуло, что на селе необходимо создавать крупные сельскохозяйственные производства, чтобы город был обеспечен хлебом, крупами и другой продукцией. Понимая, что государство должно предоставлять вновь созданным коллективным предприятиям технику для уменьшения доли немеханизированных производственных процессов, Сталин позитивно оценил работу первых МТС. Кстати, какая у аббреватуры МТС расшифровка? СССР создал машинно-тракторные станции, которые и назывались сокращенно МТС.

История создания и развития машинно-тракторных станций

Первая машинно-тракторная станция в Союзе была создана в 1927 году. Место создания - село Шевченково Одесской области, Украина. Кстати, это неслучайно, потому что Одесский регион всегда славился изобилием рационализаторских идей, которые практически сразу после их реализации показывали свою эффективность и давали реальный материальный результат. На вышеуказанном съезде партия позитивно оценила деятельность первой советской МТС.

Сталин увидел в развитии сети тракторных станций одну из основ реализации партийной концепции коллективизации в сельском хозяйстве. Задача, поставленная съездом перед руководителями аграрного направления, состояла в активном охвате системой СТО тракторной техники всей страны. Многие партийные сотрудники лично (была экскурсия) увидели, что такое МТС. В СССР количество таких предприятий в 1931 году составило уже 1228. Так как темпы коллективизации росли (1932 год - пик процесса формирования колхозов), необходимо было создавать новые технические предприятия. Анализируя статистические данные по мы видим увеличение количества МТС более чем в два раза (до 2886), а в 1934 году государство открыло еще около 500 станций. На этом тоже партруководство не собиралось останавливаться, поэтому была поставлена очередная задача. В 1937 году (а мы все знаем, что это за время) количество станций должно было составить 6000. Безусловно, результат был достигнут, потому что в годы массовых репрессий и расцвета доносов невыполнение партийных директив часто каралось лагерями или расстрелом.

Порядок взаимодействия МТС и колхозов

Что такое МТС в СССР для самих колхозов? В каждом колхозе руководители также видели необходимость механизации труда, потому что это приводило к увеличению продуктивности труда и урожайности культур. Не имея собственной техники, колхозы в лице МТС видели поддержку со стороны государства.

Как организовывалось сотрудничество? Машинно-тракторная станция владела техникой, производство которой также постоянно росло. Трактора, комбайны и другая техника предоставлялись колхозам в аренду. Колхозы оплачивали МТС стоимость аренды техники за счет денег, которые получали за сдачу урожая государству. В случае поломки трактора, комбайна, сеялки механики МТС приезжали по вызову в колхоз, осматривали технику и ремонтировали ее.

Политический аспект деятельности МТС

В 1930-е годы любая была напрямую связана с политическими моментами. На каждой тракторной станции работал политотдел, возглавляемый заместителем директора по политической работе. В задачи отдела входило руководство парторганизациями МТС и прикрепленных к ней колхозов. Ответственность за качественную работу МТС нес не только директор, но и политотдел. Это неудивительно, ведь любой сбой в работе хозяйственного механизма в те годы расценивался как саботаж, а это было уже по политической части.

Что такое МТС в СССР, теперь, надеемся, понятно всем. Без технической основы коллективизация, скорее всего, была бы невозможной.

Машинно-тракторная станция

Маши́нно-тра́кторная ста́нция (МТС) - государственное сельскохозяйственное предприятие, в СССР и ряде других социалистических государств обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам , совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).

Сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. В году - упразднены. МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов , комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам.

История

в СССР

Первые тракторные отряды появились в конце 1920-х годов. Первой МТС считается организованная в 1927 году Шевченковская МТС (тогдашний Степной округ, теперешняя Одесская область Украины). 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление о повсеместном создании МТС. Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации .

В СССР МТС просуществовали до -1959 годов , впоследствии сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам. Затем они преобразовались в ремонтно-технические станции, а впоследствии - в отделения «Россельхозтехника».

в других странах

Современность

В настоящее время, в связи с тяжелым финансовым положением многих сельхозпредприятий, а также, развитием малых фермерских хозяйств вновь возникла потребность в машинно-тракторных станциях. В результате, ряд фирм и компаний, занимающихся поставкой сельхозтехники, начали предлагать хозяйствам услуги по сезонной аренде сельхозтехники, прежде всего дорогостоящих комбайнов.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Машинно-тракторная станция" в других словарях:

    - (МТС) – крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам, МТС сосредотачивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и … Автомобильный словарь

    - (МТС) в СССР, государственное сельскохозяйственное предприятие, создававшееся (первая МТС создана в 1928, Одесская области) для технической и организационной помощи колхозам. Существовали до 1958. * * * МАШИННО ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ МАШИННО… … Энциклопедический словарь

    МТС, крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы,… … Большая советская энциклопедия

    МАШИННО ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ (МТС) в СССР государственное сельскохозяйственное предприятие, создававшееся (первая в 1928 в Одесской обл.) для технической и организационной помощи колхозам. Сыграли значительную роль в организации колхозов и создании … Большой Энциклопедический словарь

    МАШИННО ТРАКТОРНЫЙ, машинно тракторная, машинно тракторное (неол.). прил., по знач. связанное с оборудованием с. х. машинами и тракторами. Машинно тракторная станция (государственная с. х. база, снабженная тракторами со всем вспомогательным… … Толковый словарь Ушакова

    Транспорт: Автомобильная заправочная станция Железнодорожная станция Сортировочная станция Станция метрополитена Станция призрак Учреждения Автоматическая телефонная станция Орбитальная станция Международная космическая станция Насосная станция… … Википедия

    СТАНЦИЯ, станции, жен. (от лат. statio). 1. Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах. «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор.» Вяземский (шутл. о станционном смотрителе). «Послание к калмычке, намаранное мною на одной из… … Толковый словарь Ушакова

    станция - , ии, ж. * Машинно тракторная станция. То же, что МТС. ◘ Важную роль в создании и утверждении колхозного строя играли машинно тракторные станции (МТС). ИКПСС, 401. * Станция юных натуралистов. Внешкольное детское учреждение, ведущее… … Толковый словарь языка Совдепии

    МТС - Московский театр сатиры Москва МТС «местами тебя слышу» «моя твоя слышит» «мои тающие средства» фольклорн. об операторе сотовой связи МТС связь, фольклорн. МТС машинно тракторная станция … Словарь сокращений и аббревиатур

    Посёлок городского типа Пачелма Флаг Герб … Википедия

И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для нашего государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Поэтому всем нам нелишне будет вспомнить различные формы хозяйствования, что успешно прошли испытания временем и могут быть эффективно использованы сейчас, в начале XXI века. Одной из самых интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказали свою жизнеспособность – и сейчас мы, обратившись к их истории, можем увидеть много полезного для нашего времени и избежать ошибок прошлого…

Сразу после окончания Гражданской войны перед Советской Россией встал вопрос масштабных изменений всего устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась подведению под сельское хозяйство мощной базы машинной техники. Идея создания машинно-тракторных станций, помогающих колхозам, выросла из разнообразных форм реальной государственной помощи тракторами и другими сельхозмашинами беднякам и середнякам, а острая нехватка сельскохозяйственной техники обусловила необходимость ее централизованного распределения и использования.

В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам. С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать одной из главных форм производственной смычки с крестьянством. Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций – «Трактороцентр», а повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

Эффект от деятельности МТС трудно переоценить – миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%! МТС: первые тракторы в колхозах

Для работы в МТС на село направлялись лучшие рабочие – члены партии и комсомольцы. Наиболее ярким примером стало движение «двадцатипятитысячников», когда по решению ВКП(б) в начале 1930 года в деревню выехало более 27 000 человек!

Взаимодействие колхозов и МТС было, по существу, межхозяйственным производственным сотрудничеством, особой формой соединения города с деревней. Причем с самого начала советское руководство возлагало на МТС задачи не одного лишь технического обслуживания, но и обустройства всего хозяйства колхозов. В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.

Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10–20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.

Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м – уже 2446, 1937-м – 5818, 1938-м – 6350, а в 1940 году – 7069! mts-6

Самым суровым испытание и для всего советского народа, и для МТС стала Великая Отечественная война. Трактористы в военное время быстро переучивались на танкистов и тысячами уходили на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая (и обеспечения продовольственной безопасности страны) с машинно-тракторных станций никто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские тракторные бригады, работницы которых равнялись на знаменитую стахановку Пашу Ангелину. Именно женщины, ставшие механизаторами МТС, вынесли на своих плечах основную тяжесть четырех долгих военных лет.

Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС – так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И поставленная государством задача возродить МТС была выполнена. Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин – 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год – более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.

За 5–7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. Вот интересная цитата из газет того времени:

«Было бы неправильно полагать, что колхозные вложения должны главным образом направляться на нужды культуры колхозной деревни, а на нужды сельскохозяйственного производства по-прежнему основную массу вложений должно производить государство. А не верней ли будет освободить государство от этого бремени ввиду полной способности колхозов принять это бремя всецело на себя?»


Впрочем, такой вопрос поднимался не впервые. Еще в конце 1929 года, на волне массового колхозного движения и первых успехов МТС, ЦК ВКП(б) принял решение передать МТС в собственность колхозов, при этом колхозам в течение трех лет предстояло выплатить государству стоимость переданной им техники. Решение это было принято по предложению группы ударников-колхозников, причем только в виде опыта, для пробы. Но первый же опыт оказался столь неудачным, что высшая партийная инстанция уже в конце 1930-го была вынуждена отменить свое решение как нецелесообразное. Причина тогда оказалась в бедности колхозов, которые просто не в силах были вынести такое финансовое бремя. Но теперь-то, когда колхозы стали богатыми, почему бы не вернуться к вопросу о продаже МТС?!

Тут можно вспомнить интересные слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам:

«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».


Но через год после того, как Сталин это написал, и через шесть месяцев после его смерти, в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов – рассрочку платежей сроком до 2–3, а в отдельных случаях и до 5 лет.

Реорганизация МТС стала самым важным шагом после коллективизации сельского хозяйства, оказала огромное воздействие на развитие всей экономики страны. Сменился весь уклад сельской жизни. И все-таки люди долго не могли смириться с тем, что МТС не стало… Сейчас машинно-тракторные станции – далекое наше прошлое, предмет изучения историков и экономистов. Но хотелось бы отдать должное механизаторам и работникам МТС – тем людям, что кормили страну в такое трудное для нее время!

Фильм «Трактористы», в котором показана история одной из МТС, стал популярнейшей советской комедией.


Режиссер – Иван Пырьев, в ролях – Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Степан Каюков, Петр Алейников, 1939 год.